Маркировка на ремне генератора. Как расшифровать
- 112
- 4
- 107k
- 275
- 1
- 287k
Клиновые и поликлиновые (ручейковые) ремни применяются для приведения в действие навесного оборудования – компрессора кондиционера, насоса ГУР, генератора и т. п. Многие производители используют взаимозаменяемые стандартизированные изделия, поэтому существует универсальная маркировка приводных ремней. Она наносится на поверхность изделий и позволяет подобрать деталь без привязки к бренду авто.
В коде маркировки содержится информация о длине окружности ремня, количестве его ручейков, профиле зуба и других ключевых характеристиках.
Подробнее о том, что означают маркировки ремней для авто, какие существуют стандарты и как расшифровать комбинацию из цифр и букв, расскажет эта статья.
Расшифровка маркировки приводных ремней
Когда менять приводной ремень и как его подобрать: видео
Расшифровка маркировки приводных ремней позволяет узнать все рабочие характеристики изделия и совместимость с конкретной моделью при отсутствии сведений о применяемости в каталогах. Стандарты кодировки для разных видов ремней и значения их символики указаны ниже.
Маркировка ручейковых ремней
Ручейковые, или поликлиновые ремни – самые распространенные на современных авто. Свое название они получили из-за того, что их рабочая поверхность представляет собой ряд из нескольких («поли» – греч. «много») параллельных профилей – ручейков, образованных трапециевидными выступами-клиньями.
1 — кол-во ручейков
2 — код профиля
3 — длина ремня мм.
4 — вариант исполнения
5 — материал изготовления
6 — уникальная технология эластичности ремня
нажмите для увеличения
Маркировка поликлиновых ремней обычно осуществляется в соответствии с международными нормами ISO 9982, которым в России соответствуют ТУ 2564 435 00149311-2006.
Маркировка ремня генератора с поликлиновой рабочей поверхностью по ISO осуществляется по формуле «число+буквы+число», например, 4PK738 (также в конце может присутствовать обозначение варианта исполнения в виде буквенного кода, например 4PK 738 SF), где:
- 4 – количество ручейков (клиньев);
- PK – код профиля клиньев;
- 738 – окружность ремня в миллиметрах;
- SF (XS) — вариант исполнения.
Маркировка поликлиновых ремней по размеру профиля клиньев осуществляется с помощью двух букв, которыми кодируется расстояние между центрами соседних ручейков:
Типы и размеры профилей клиньев
Тип профиля | Высота А мм. | Расстояние между центрами мм. |
---|---|---|
PH | 2,5 | 1,6 |
PJ | 3,50 | 2,34 |
PK | 5,50 | 3,56 |
PL | 7,0 | 4,7 |
PM | 13,0 | 9,4 |
Дополнительно встречаются двухсторонние ремни, в маркировке обозначаются буквой D (double) перед размером профиля, например: 6DPK1440.
Обозначение вариантов исполнения указывается на ремнях, имеющих свои особенности:
Обозначение свойств ремня и наличия специнструмента в комплекте,
нажмите для увеличения
- XS — ремни с арамидным кордом;
- SF — эластичные ремни (stretch fit);
- EMD — ремень для системы старт-стоп EMD.
Производитель Contitech по своему маркирует специфические особенности ремней, для эластичных ремней слово ELAST (используется без натяжных роликов и имеют стойкость к проскальзыванию) или высокопрочные EXTRA, а также обозначение специнструмента T1 или K1, например 6PK1042 ELAST T1. Кроме того на эластичных ремнях может указываться в скобочках или через слэш производственный размер.
Наиболее распространены ручейковые ремни с профилем PK, в котором ширина клина составляет 3,56 мм. В российской стандартизации его аналог отсутствует, а в целом маркировка записывается аналогично, например, 12Л2000, где:
Пример приводного ремня с российской маркировкой
- 12 – количество ручейков;
- Л – код профиля;
- 2000 – окружность в миллиметрах.
Если вы выбираете отечественный поликлиновой ремень, расшифровка маркировки по буквам осуществляется так:
- К – 2,4 мм;
- Л – 4,8 мм;
- М – 9,5 мм.
Как можно заметить, профили К, Л и М примерно соответствуют PJ, PL и PM.
Если требуется заменить старый российский (советский) поликлиновой ремень, то допустимо использовать современный аналог с ISO-маркировкой при небольшом количестве ручейков (до 5-6). На широких ремнях, имеющих до 10–20 клиньев, смещение ручейков окажется слишком существенным, что негативно скажется на ресурсе детали.
Кроме основной маркировки определяющий размер, на ремне привода навесных агрегатов, как и на ремне ГРМ, есть и другая важная информация позволяющая узнать из какого материала был он сделан и дату производства.
Дата изготовления и материал
В отличие от ремней ГРМ, для навесных ремней нет строгих требований по соблюдению даты производства и использования. Тем не менее необходимо помнить, что резина стареет, и средний срок эксплуатации ремня около 5 лет.
В основном дата производства указывается на коробке, а на самом ремне она бывает не часто и не у всех производителей, но в понятном формате: 24052016 (число, месяц, год).
В маркировке ремня указан материал изготовления (1) и дата производства (2)
нажмите для увеличения
Еще срок службы зависит от материала, из которого сделан ремень. Рабочая часть поликлинового ремня, которая больше всего подвергается нагрузке, называется компаунд. Материал, из которого он изготовлен, бывает 4-х видов, и это основной фактор влияющий на цену и долговечность ремня.
- SBR — Стирол-бутадиен каучук (самый бюджетный вариант, быстро появляются трещины).
- CR — Хлоропрен (более маслостойкий и гибкий чем стирольный каучук, но быстро теряет свою эластичность и дубеет).
- EPDM — Этиленпропилен-диеновый каучук (появился недавно и сейчас наиболее популярный вариант, но плохо совместим с жидкостями на нефтянной основе).
- HNBR — Гидрированный бутадиенакрилонитрильный каучук (более стойкий к критическим температурам, но и самый дорогой вариант).
Маркировка клиновых ремней
Клиновой ремень – это классическая разновидность привода, получившая название за клиновидную форму профиля. Такие ремни чаще используются на старых моделях, а на современных авто могут встречаться только в качестве отдельного привода какого-то одного устройства, вроде генератора или кондиционера.
Маркировка клиновых ремней по размеру и другим параметрам гораздо более разнообразна, чем у поликлиновых, так как существует несколько параллельных стандартов, используемых в разных странах:
- ГОСТ 1284-89 – советский и российский стандарт;
- ISO 9001:2008 – международный аналог ГОСТ;
- DIN 2215 – немецкий стандарт, используемый в Европе;
- RMA – американский стандарт.
Клиновые ремни с маркировкой ГОСТ
Маркировка клиновых ремней согласно ГОСТ (1284.1-89 и 1284.2-89, которые определяют технические условия и требования). Записывается по формуле «буква+число», например, А 3350 ГОСТ 1284.2-89, где:
- А – код профиля;
- 3350 – длина окружности по корду в миллиметрах.
Маркировка ремня генератора по советской и российской системе может использовать следующие буквы и цифры: (0, А, Б, В, Г, Д, Е.)
Согласно международным нормативам ISO, маркировка клиновых ремней по длине и профилю осуществляется по формуле «буквы+число+буквы», например ремень для ВАЗ 2105 (2106-2107) обозначается AVX10-944La, где:
- AVX10 (Z или SPZ) – код профиля;
- 944 – длина окружности в миллиметрах;
- Li – параметр, по которому измерялась длина окружности.
Ремень Contitech AVX13X1060 применяется в автомобилях Мазда 323 и Вольво 740
Профиль AVX используется во многих автомобилях как ремень генератора и представляет собой узкий клиновый зубчатый ремень. В кодах профиля AVX зашифрованы основные параметры, в начале ширина и затем высота в мм.
- AVX10 — 10×8,
- AVX11.9 — 11.9×8,
- AVX13 — 13×10.
В буквенной маркировке профиля ремня зашифрованы 4 его размерности: наибольшая ширина, рабочая ширина, нижняя ширина и высота. Для обозначения ремней со стандартным профилем используются следующие коды: (Z, A, B, C, D, E.)
Классические ремни | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Маркировка профиля | ISO | Z | A | B | C | D | E |
ГОСТ | А | Б | В | Г | Д | ||
DIN | 10 | 13 | 17 | 22 | 32 | 38 | |
RMA | – | A | B | C | D | E | |
Ширина мм. | Верхняя Wa | 10 | 13 | 17 | 22 | 32 | 38 |
Расчетная Wp | 8.5 | 11 | 14 | 19 | 27 | 32 | |
Нижняя Wi | 6.1 | 7.8 | 9.4 | 12.9 | 19.2 | 22.4 | |
Длина мм. | Min | 472 | 590 | 658 | 1142 | 2075 | 5082 |
Max | 2522 | 5030 | 7143 | 8052 | 12575 | 11282 | |
Высота мм. | T | 6 | 8 | 11 | 14 | 20 | 25 |
Маркировка клиновых ремней по длине в ISO
Wa — верхняя ширина, Wp — рассчетная, Wi — нижняя ширина, T — высота мм.
Размер ремня генератора автомобиля или другого навесного оборудования в миллиметрах по ISO может измеряться в разных местах, на что и указывают буквы в конце маркировки:
- L или La – по верхней (широкой) грани;
- Lw, Lp или Ld – «рабочая» длина по корду;
- Li – по нижней (узкой) грани.
Из-за разницы в подходах к измерению условный ремень SPA 800 L фактически будет немного короче, чем SPA 800 Li, несмотря на то, что обозначенная длина окружности в миллиметрах идентична.
В американской автомобильной технике может использоваться своя маркировка приводных ремней, расшифровка которой в стандарте RMA осуществляется схожим образом. Детали обозначаются по формуле «буквы+число» или «число+буквы+число», например, A 1200 или 3V 700, где:
- A или 3V – тип профиля ремня;
- 1200 или 700 – длина ремня.
Узкоклиновые ремни имеют начальную маркировку вида «число+буквы», которые расшифровываются так:
- 3V или 3VX и 9N (аналог SPZ и XPZ) – ширина 9 мм, высота 8 мм;
- 5V или 5VX и 15N (аналог SPB и XPB) – 15/ 13 мм;
- 8V или 8VX и 25N – 25/ 23 мм;
Буква X в маркировке указывает на то, что рабочая поверхность ремня – зубчатая, плоские ремни обозначаются одной буквой V.
Для перевода из 1/10 дюйма в миллиметры длину окружности необходимо умножить на 2,54. Таким образом ремень 3V 280 будет по своим параметрам идентичен ремню 9N 710.
Немецкий стандарт DIN, использует маркировку ремней навесного оборудования по формуле «число+число» или «число+x+число», например, 13-1050 или 13×1050, где:
- 13 – максимальная ширина профиля в миллиметрах;
- 1050 – окружность по внутренней грани (Li) в миллиметрах.
Разделительный символ указывает на форму рабочей поверхности ремня: дефисом обычно обозначаются плоские детали, а буквой «x» – с зубчатой насечкой.
Как соотносятся обозначения клиновых приводных ремней в разных системах, поможет разобраться таблица.
Узкие ремни | |||||
---|---|---|---|---|---|
Маркировка профиля | ISO | SPZ (XPZ) | SPА (XPA) | SPB (XPB) | SPC (XPC) |
ГОСТ | У0 | УА | УБ | УВ | |
Ширина мм. | Верхняя Wa | 9.7 | 12.7 | 16.3 | 22 |
Расчетная Wp | 8.5 | 11 | 14 | 19 | |
Нижняя Wi | 4 | 5.6 | 7.1 | 9.3 | |
Длина мм. | Min | 512 | 647 | 1250 | 2000 |
Max | 3550 | 4500 | 8000 | 12250 | |
Высота мм. | T | 8 | 10 | 13 | 15 |
Отличие между ремнями S и X в названии профиля по стандарту ISO заключается в форме: букву S в маркировке содержат классические плоские, X – с формованным зубом.
Так как во всех стандартах маркировки трех- или четырехзначное число всегда указывает длину, при подборе ремня ориентироваться нужно в первую очередь на код профиля. Ведь, как можно видеть, аналогичные и взаимозаменяемые клиновые ремни для генераторов и другого навесного оборудования автомобилей в разных стандартах имеют разные маркировки. Поэтому, если поиск не выдает нужной детали по одной маркировке, ее можно поискать по другой.
Ремень поликлиновый: размеры по ГОСТ, характеристики
Что означает ремень поликлиновой
Поликлиновый (с англ. «ribbed belt») — это то же самое, что и ручейковый. Устанавливается для передачи вращения ведущего вала на ведомые валы генератора, насоса гидроусилителя руля. У поликлинового ремня пазы расположены продольно.
Существуют несколько видов ремней для передачи вращательного движения коленчатый вал — генератор — помпа — насос ГУР.
Классификация по способу передачи энергии:
- передача трением;
- передача зацеплением.
Классификация по виду ремней:
- плоские ремни;
- клиновые:
-
вариаторные;
- вентиляторные;
- многоручьевые;
- поликлиновые ремни;
- тяговые ремни;
- зубчатые;
- транспортировочные (конвейерные ленты);
- протяжные;
- ремни круглого сечения (пассик).
Принципы маркировки наносимой на приводные ремни
Принятыми в стандартах буквенными обозначениями маркируется тип сечения изделия имеющего установленные значения ширины (W) и высоты (T) профиля. Например, для клиновых ремней имеется 7 типов профиля обозначенных буквами 0(Z), А(A), Б(B), В(C), Г(D), Д(E) (в скобках обозначения для стандартов ISO и DIN ). Для узких профилей к обозначению добавляется буквы SP для импортных изделий и буква У для выпускаемых по ГОСТу.
На ремне присутствует информация о параметрах профиля, чаще всего это его ширина и высота. Обозначаемая длина выражается тремя способами:
- по наружному контуру La;
- по внутреннему контуру Li;
- по средней линии Ld, Lp, Lw.
Буквенное обозначение обычно ставится после цифрового значения длины в миллиметрах.
Некоторые производители информируют потребителей о классе, виде применения и электропроводности, которую обозначает соответственная маркировка ремней приводных ими выпущенных.
Характеристики поликлинового ремня:
- высокий КПД, около 98%;
- применяются в высокооборотных высоконагруженных узлах;
- Поликлиновый ремень (ПР) работают с минимальным шумом, нежели обычные ремни;
- Широкий диапазон, могут применять на валах с маленьким диаметром, меньше 20 мм.
- Порог износа высокий, высокий ресурс.
Благодаря своей геометрии и качеству материалов поликлиновой или ручейковый ремень передает мощность практически без потери. Где устанавливается такие ремни, должны быть натяжители.
Маркировка приводных ремней
Для обеспечения работы большого количества узлов и механизмов современной техники используются приводные ремни. Их отличает многообразие профилей, размеров и вариантов изготовления. Разобраться в номенклатуре поможет маркировка ремней присутствующая на каждом изделии.
Строение поликлинового ремня:
- Несущий слой. Этот слой изготавливается из прочных нитей композитных материалов. Нити распределяются равномерно по периметру изделия. Они и прочные, и способны незначительно удлиняться. Закрепляются надежно к основному слою. При больших растяжениях, ремни с такими нитями равномерно распределяют нагрузку по всей площади ремня, что способствует плавной передачи энергии.
- Покрытие. Это слой должен быть гибким и иметь долгий срок службы. Такое покрытие надежно защищает несущий слой.
- Основа. Основа состоит из рядов параллельно вырезанных V-образных канавок. Такие зубчики создают хорошее сцепление со шкивом вала. Основной слой изготавливается из прочного материала, например, полихлорпренового эластомера, покрытого армирующими поперек волокнами.
РЕМНИ ПОЛИКЛИНОВЫЕ[ТУ 38 105 763-89]
Предназначены для приводов металлорежущих их станков, машин и другого оборудования, работающего на высоких скоростях.
H — толщина (мм).T — шаг (мм). 1. слой растяжения (состоит из слоев ткани, закроенной под углом 50±5°, или слоев резины) 2. несущий слой (тяговый) (состоит из одного ряда корд-шнура) 3. слой сжатия (состоит из слоев резины) 4. эластичный слой (состоит из слоев резины)
Температурный интервал работоспособности от -30°С до 60°С.
Сечение ремня | К | Л | М | РН | PJ | РК | PL | PM |
Шаг ремня (Т) | 2,4±0,02 | 4,8±0,03 | 9,5±0,05 | 1,6 | 2.34 | 3.56 | 4.7 | 9.4 |
Число ребер | от 4 до 20 |
Сечение | Длина ремня, мм | Технические характеристики | |||
Шаг ремня | Число ребер (реком.) | Передав. мощность, кВт | Температура эксплуатации | ||
К | 560; 800-2000 | 2,4± 0,02 | От 4 до 20 | 0,16-10,7 | От -30°С градусов до +60°С |
Л | 1250-3150 | 4,8± 0,03 | От 4 до 20 | 1,9-30,7 | |
М | 2000-4000 | 9,5± 0,05 | От 4 до 20 | 1,9-30,7 |
Удлинение ремней при эксплуатации не более 3% Средний ресурс ремней:при легком и среднем режиме работы, часов — 2000; при тяжелом режиме работы, часов -1000;
Серийно изготавливается следующий ассортимент ремней:
Число ребер | Сечение ремня | Длина, мм. | Число ребер | Сечение ремня | Длина, мм. | Число ребер | Сечение ремня | Длина, мм. |
4 | К | 500 | 20 | К | 1120 | 16 | Л | 1600 |
6 | К | 550 | 6 | К | 1250 | 8 | Л | 2000 |
10 | К | 550 | 10 | К | 1250 | 10 | Л | 2240 |
4 | К | 730 | 16 | К | 1250 | 12 | Л | 2240 |
12 | К | 730 | 20 | К | 1250 | 16 | Л | 2240 |
4 | К | 800 | 10 | К | 1400 | 20 | Л | 2240 |
8 | К | 800 | 20 | К | 1400 | 10 | Л | 2500 |
10 | К | 800 | 20 | К | 1600 | 14 | Л | 2500 |
20 | К | 800 | 6 | К | 1800 | 12 | Л | 2800 |
6 | К | 900 | 10 | К | 1800 | 20 | Л | 1400 |
8 | К | 900 | 16 | К | 1800 | 12 | М | 2240 |
10 | К | 900 | 20 | К | 1800 | 10 | М | 2800 |
20 | К | 900 | 6 | К | 2000 | 12 | М | 2800 |
4 | К | 1005 | 10 | К | 2000 | 18 | М | 2800 |
6 | К | 1005 | 16 | К | 2000 | 20 | М | 2800 |
8 | К | 1005 | 8 | Л | 1400 | 18 | М | 4000 |
10 | К | 1005 | 10 | Л | 1400 | 20 | М | 4000 |
10 | К | 1120 | 12 | Л | 1400 | 46 | М | 7650 |
Серийно применяемые типы сечений ремня при указанной расчетной длине: в верхней строке указаны расчетные длины ремня, в вертикальных столбцах — применяемве типы сечений.
Длина | 500 | 550 | 560 | 630 | 730 | 800 | 900 | 1000 | 1005 | 1120 | 1250 | 1270 | 1320 | 1400 |
Т и п ы | 4K | 6K | 10K | 4K | 4K | 4K | 6K | 6K | 4K | 8K | 6K | 18К | 6Л | 10К |
6K | 10K | 12K | 6K | 8K | 20K | 6K | 10K | 8K | 18К | |||||
8K | 12K | 8K | 10K | 8K | 18K | 10K | 20К | |||||||
10K | 14K | 10K | 20K | 12K | 8К | |||||||||
20K | 16K | 14K | 28K | 14K | 10Л | |||||||||
22K | 18K | 16K | 15K | 12Л | ||||||||||
20K | 20K | 16K | 18Л | |||||||||||
22K | 22K | 18K | 20Л | |||||||||||
20K | 22Л | |||||||||||||
24K | ||||||||||||||
6Л |
Длина | 1570 | 1600 | 1800 | 2000 | 2240 | 2500 | 2800 | 3150 | 3550 | 4000 | 7650 |
Т и п ы | 15Л | 6К | 6К | 6К | 10Л | 10Л | 12Л | 10М | 20М | 18Л | 46М |
8К | 8К | 8К | 12Л | 14Л | 8М | 20Л | |||||
18К | 10К | 10К | 16Л | 15Л | 10М | 18М | |||||
20К | 12К | 12К | 18Л | 12М | 20М | ||||||
10Л | 16К | 14К | 20Л | 14М | |||||||
13Л | 18К | 16К | 12М | 18М | |||||||
16Л | 20К | 8Л | 18М | 20М | |||||||
20Л | 24К | 12Л | 20М | ||||||||
18Л | 14Л | ||||||||||
20Л | 8М | ||||||||||
10М | |||||||||||
12М | |||||||||||
18М |
Возможно изготовление поликлиновых ремней других типоразмеров и длин.
Пример условного обозначения: Ремень 16Л2500 ТУ 38.105763-89, Ремень сечения Л, 16-количество ребер, 2500-расчетная длина ремня в мм.
Где применяется ремень с продольными канавками?
Ремни ручейкого типа или поликлиного имеют широкий спектр применения:
- в узлах, работающих при высоких нагрузках;
- в конструкциях с высоким передаточным числом;
- в конструкциях с большими угловыми скоростями;
- в конструкциях с небольшими диаметром ременных валов.
ПР пользуются спросом в автомобильной промышленности, тракторной, станкостроительной, металлургической, химической, бытовой, атомной энергетики.
Такой простой элемент в ременных передачах, как ремень решает много вопросов. Благодаря использованию качественного ремня ручейкого типа улучшаются следующие показатели:
- Снижение уровня шума.
- Увеличение межремонтного периода.
Чтобы не уменьшить ресурс ремня генератора, следует следить работой обгонной муфты генератора.
Размеры и геометрия
Поликлиновые ремни для генератора автомобиля имеют разные размеры, в зависимости от оборудования. Ручейковые ремни также могут устанавливаться в конструкции кондиционеров, газораспределительных механизмах (ГРМ) и т.д.
Таблица размеров ремней по ГОСТ:
ГОСТовские размеры ручейковых ремней
Взаимозаменяемость
Приводные ремни, изготовленные по разным стандартам, далеко не всегда взаимозаменяемы. Подробнее о возможности замены клиновых ремней, произведенных в соответствии с ISO на аналоги, маркированные по RMA (и наоборот) мы рассказывали в предыдущем материале. Рекомендуем ознакомиться с соответствующей таблицей в конце статьи.
В случае с заменой отечественных ремней, произведенных по ГОСТ, аналогами, маркированными по ISO, все значительно проще: за исключением максимальной/минимальной допустимой длины, их геометрия и размеры полностью совпадают, и подходящий размер можно подобрать по соответствующей маркировке. Таблица соответствий маркировки типа профиля выглядит следующим образом:
Z | A | B | C | D | E | SPZ | SPA | SPB | SPC |
А | Б | В | Г | Д | У0 | УА | УБ | УВ |
Если же вы не до конца уверены в правильности подбора, мы рекомендуем обратиться за помощью к специалистам, которые самостоятельно подберут приводной ремень с нужными параметрами и соответствием определенному стандарту.
Износ поликлинового ремня
Какой бы качественной не была продукция, с истечением эксплуатационного ресурса, она подвергается значительному механическому износу. Изношенная деталь в конструкции узла автомобиля может сказаться на качестве и безопасности движения и на работе мотора.
Для тех, кто еще не знает, что можно проводить диагностику основных узлов конструкции автомобиля своими руками, мы подготовили материал: Как сделать диагностику авто через ноутбук.
В связи с чем рекомендуется периодически проводить диагностику ремней:
- Осмотр внешнего состояния. Визуальный осмотр — основной способ выявить механические повреждения. При обнаружении расслоения нитей, появлении трещин, требуется как можно быстрее заменить.
- Осмотреть не только ремень, но и шкивы. Если на шкивах есть сколы, то они создают задиры на боковых поверхностях ремня, что приводит к очень быстрому износу.
- Осмотреть шкивы на наличие масла. Масло и другие продукты ГСМ не должны присутствовать на поверхностях шкивов и ремней.
- Кроме этого, надо регулярно проводить осмотр натяжных роликов. Посмотреть, чтобы натяжные ролики четко держали ремень.
- Проверять уровень натяжки ремня.
Проверять ремень и ролики натяжения следует проводить через каждые 15 тысяч км. При замене ремня рекомендуется менять и натяжные ролики.
При сильно изношенном ремне, не только ручейкового поликлинового, но и других видов, появляется посторонний шум.
Профессионалы по ремонту и обслуживанию автомобилей рекомендуют менять ремень генератора, не реже, чем 50 000 км. Ремень должен быть натянут так, чтобы коэффициент прогиба был не более 0,5 см. При невозможности сделать натяжение, чтобы прогиб был меньше 0,5 см, то, значит проблема в роликах.
Важно! Осматривать ремень при покупке, чтобы не было заусенцев и трещин. Даже дорогие ремни надо осматривать. У всех видов товаров есть свой процент брака.
Как подобрать приводной ремень по маркировке?
Наилучшим вариантом является точное знание маркировки изделия, которое необходимо заменить. Но существует возможность подобрать ремень импортного производства, памятуя о некоторых тонкостях и различиях в нанесении обозначений. Прежде всего, длина в соответствии с западным стандартом указана по размеру внутреннего контура и будет отличаться от значений по ГОСТу. Ширина профиля обозначает размер наружной грани. Необходимо помнить, что продукция, выпущенная в Америке, будет иметь цифровые значения в дюймах. Правильная расшифровка маркировки приводных ремней позволит безошибочно подобрать изделие и успешно его заменить.
Стоимость ремней поликлиновых:
- для автомобилей АУДИ — ремень BOSCH — от 251 руб.;
- для автомобилей Порше — ремень Contitech 3РК600 — от 255 руб.;
- для автомобилей Форд — ремень БОШ — от 253 руб.;
- для Ситроен — ремень Skf — от 259 руб.;
- для Альфа Ромео — ремень фирмы Бош — от 250 рублей;
- для БМВ — Skf — от 250 руб.;
- для авто Cadillac (Кадилак) — ремень Gates — от 825 руб.;
- для машины Hummer (Хаммер) — ремень Contitech — от 2701 руб.;
- для Ягуара — ремень Dayco — от 305 р.;
Дальше список продолжается, примерно, в таком диапазоне цен — от 250 рублей на 2021 год. Что ВАЗ ЛАДА, что АУДИ, БМВ, Мерседсес, авто из Кореи или Китая, и т.д., требуют не больших вложений на замену ремня. Для Роллс-Ройса, Бентли, Феррари и других топовых мировых авто, соответственно, ремни в обычных автолавках не купить.
Поликлиновые приводные ремни
Перечень НТД: ТУ 2563-040-00152106-2004 (К, Л, М); ТУ 2563-027-00152106-01 (РК).
Применение поликлиновых ремней:
- бытовая техника;
- автомобильная промышленность;
- сельскохозяйственное оборудование;
- промышленное оборудование.
Условия применения поликлиновых ремней:
- для передачи мощности: до 120 кВт;
- допустимая линейная скорость: до 60 м/с;
- температура окружающей среды: -30°С ÷ +60 °С.
Примеры обозначений: ремень поликлиновой 10K-1250, где 10 – число ребер поликлинового ремня, К – сечение поликлинового ремня, 1250 – длина в мм (расчетная для сечений К, Л, М и эффективная для сечения РК).
Таблица №1. Размеры сечений ремней поликлиновых, мм
Обозначение размеров | РК | К | Л | М |
t (шаг) | 2,4 | 4,8 | 9,5 | |
Рb (шаг) | 3,56 | |||
Н (высота полного профиля) | – | 4,6 | 9,75 | 17 |
Н1 (высота усеченного профиля) | 5,5 | – | – | – |
Таблица №2. Длины поликлиновых ремней, мм
РК | К | Л | М |
Любая длина в интервале от 975 до 2100* | 500 | 1250 | 2000 |
560 | 1320 | 2120* | |
1400* | 2240* | ||
1600* | 2500* | ||
1700* | 2800* | ||
800 | 1800* | 3000* | |
900 | 2000* | 3150* | |
1005* | 2120* | 3350* | |
1120* | 2240* | 3550* | |
1180* | 2500* | 4000* | |
1250* | 2800* | 7650* | |
1320* | 3000 | ||
1400* | 3150* | ||
1500* | 3350* | ||
1600* | 3550* | ||
1700* | |||
1800* | |||
1900* | |||
2000* |
* – ремни поликлиновые изготавливаются по заказу в согласованном объеме партии.
Примечание:
По требованию Заказчика в указанном диапазоне длин ремни поликлиновые могут быть изготовлены любой нестандартной длины.
Таблица №3. Поликлиновые ремни, широко применяемые в автомобильной промышленности, бытовой технике, промышленном и сельскохозяйственном оборудовании.
Ремни поликлиновые
ТУ 38 105 763-89
Поликлиновые ремни ТУ 38 105 763-89 предназначены для приводов металлорежущих их станков, машин и другого оборудования, работающего на высоких скоростях.
- Слой растяжения (состоит из слоев ткани, закроенной под углом 50±5 o и слоев резины).
- Несущий слой (тяговый) (состоит из одного ряда кордшнура).
- Слой сжатия (состоит из слоев резины).
- Эластичный слой (состоит из слоев резины).
Температурный интервал работоспособности от –30 o С до +60 o С.
Конструкционные размеры сечений поликлиновых ремней
Сечение | PH | PJ | K | PK | PL | Л | PM | M |
Шаг (T) | 1,6 | 2,34 | 2,4 | 3,56 | 4,7 | 4,8 | 9,4 | 9,5 |
Толщина (H) | 3 | 3,8 | 4,5 | 5,5 | 8,3 | 9,5 | 12,7 | 16,7 |
Число ребер | от 4 до 20 |
Технические характеристики поликлиновых ремней
Сечение | Длина ремня, мм | Технические характеристики | |||
Шаг ремня | Число ребер (реком.) | Передав. мощность, кВт | Температура эксплуатации | ||
К | 560; 800-2000 | 2,4± 0,02 | От 4 до 20 | 0,16-10,7 | От -30 o С градусов до +60 o С |
Л | 1250-3150 | 4,8± 0,03 | От 4 до 20 | 1,9-30,7 | |
М | 2000-4000 | 9,5± 0,05 | От 4 до 20 | 1,9-30,7 |
Удлинение ремней при эксплуатации не более 3%.
Средний ресурс ремней:
- при легком и среднем режиме работы, часов – 2000;
- при тяжелом режиме работы, часов -1000.
Серийно изготавливается следующий ассортимент поликлиновых ремней:
Число ребер | Сечение ремня | Длина, мм. | Число ребер | Сечение ремня | Длина, мм. | Число ребер | Сечение ремня | Длина, мм. |
4 | К | 500 | 20 | К | 1120 | 16 | Л | 1600 |
6 | К | 550 | 6 | К | 1250 | 8 | Л | 2000 |
10 | К | 550 | 10 | К | 1250 | 10 | Л | 2240 |
4 | К | 730 | 16 | К | 1250 | 12 | Л | 2240 |
12 | К | 730 | 20 | К | 1250 | 16 | Л | 2240 |
4 | К | 800 | 10 | К | 1400 | 20 | Л | 2240 |
8 | К | 800 | 20 | К | 1400 | 10 | Л | 2500 |
10 | К | 800 | 20 | К | 1600 | 14 | Л | 2500 |
20 | К | 800 | 6 | К | 1800 | 12 | Л | 2800 |
6 | К | 900 | 10 | К | 1800 | 20 | Л | 1400 |
8 | К | 900 | 16 | К | 1800 | 12 | М | 2240 |
10 | К | 900 | 20 | К | 1800 | 10 | М | 2800 |
20 | К | 900 | 6 | К | 2000 | 12 | М | 2800 |
4 | К | 1005 | 10 | К | 2000 | 18 | М | 2800 |
6 | К | 1005 | 16 | К | 2000 | 20 | М | 2800 |
8 | К | 1005 | 8 | Л | 1400 | 18 | М | 4000 |
10 | К | 1005 | 10 | Л | 1400 | 20 | М | 4000 |
10 | К | 1120 | 12 | Л | 1400 | 46 | М | 7650 |
Серийно применяемые типы сечений поликлинового ремня при указанной расчетной длине: в верхней строке указаны расчетные длины ремня, в вертикальных столбцах – применяемые типы сечений.
Расчетная длина ремня (мм) для сечений типа: К, Л, М | ||||||||||||||||||||||||
500 | 550 | 560 | 630 | 730 | 800 | 900 | 1000 | 1005 | 1120 | 1250 | 1270 | 1320 | 1400 | 1570 | 1600 | 1800 | 2000 | 2240 | 2500 | 2800 | 3150 | 3550 | 4000 | 7650 |
4K | 4K | 4K | 4K | 4K | 4K | 4K | 4K | 4K | 4K | 4K | 18К | 6Л | 10К | 15Л | 6К | 6К | 6К | 10Л | 10Л | 12Л | 10М | 20М | 18Л | 46М |
6K | 6K | 6K | 6K | 6K | 6K | 6K | 6K | 6K | 6K | 6K | 18К | 8К | 8К | 8К | 12Л | 14Л | 8М | 20Л | ||||||
8K | 8K | 8K | 8K | 8K | 8K | 8K | 8K | 8K | 8K | 8K | 20К | 10К | 10К | 10К | 16Л | 15Л | 10М | 18М | ||||||
10K | 10K | 10K | 10K | 10K | 10K | 10K | 10K | 10K | 10K | 10K | 22К | 18К | 12К | 12К | 18Л | 12М | 20М | |||||||
12K | 12K | 12K | 12K | 12K | 12K | 12K | 12K | 12K | 12K | 12K | 24K | 20K | 16К | 14К | 20Л | 14М | ||||||||
14K | 14K | 14K | 14K | 14K | 14K | 14K | 14K | 14K | 14K | 14K | 8Л | 8Л | 18К | 16К | 12М | 18М | ||||||||
16K | 16K | 16K | 16K | 16K | 16K | 16K | 16K | 16K | 16K | 16K | 10Л | 10Л | 20К | 8Л | 18М | 20М | ||||||||
18K | 18K | 18K | 18K | 18K | 18K | 18K | 18K | 18K | 18K | 18K | 12Л | 12Л | 24К | 12Л | 20М | |||||||||
20K | 20K | 20K | 20K | 20K | 20K | 20K | 20K | 20K | 20K | 20K | 14Л | 14Л | 18Л | 14Л | ||||||||||
22K | 22K | 22K | 22K | 22K | 22K | 22K | 22K | 22K | 22K | 22K | 16Л | 16Л | 20Л | 8М | ||||||||||
28K | 24K | 18Л | 18Л | 10М | ||||||||||||||||||||
6Л | 20Л | 20Л | 12М | |||||||||||||||||||||
22Л | 22Л | 18М | ||||||||||||||||||||||
Серийно применяемые типы сечений ремня при указанной расчетной длине |
Пример условного обозначения поликлинового ременя: Ремень 16Л2500 ТУ 38.105763-89, где:
- 16 – количество ребер,
- Л – тип сечения ремня,
- 2500 – расчетная длина ремня в мм.
Возможно изготовление поликлиновых ремней других типоразмеров и длин.
Изготавливаем ремни вышеуказанных длин с необходимым количеством ребер в сечении.
Поликлиновые ремни в ременной передаче
Сегодня мы рассмотрим еще один вид ременных передач, недостаточно подробно описанный в доступной конструкторам технической литературе. Это поликлиновые ремни (англ. термин “ribbed belt”). В бывшем СССР были разработаны ТУ 38 – 105763 – 89, регламентирующие размеры ремней и методики расчета. Однако, продукция зарубежных фирм, поставляющих поликлиновые ремни и шкивы для них, не всегда соответствует этим ТУ. Зарубежные производители следуют стандартам DIN 7867/ISO 9982.
На нашем рынке свою продукцию предлагают такие производители, как Megadyne (Италия).
Достоинства и преимущества
Поликлиновые ремни сочетают достоинства плоских ремней – монолитность и гибкость, и клиновых – повышенную силу сцепления со шкивами. Передачи с поликлиновыми ремнями имеют меньшие габариты, чем другие ременные передачи; большую нагрузочную способность (до 20 кВт на ребро!); высокие скоростные характеристики (до 60 м/с); позволяют реализовать большие передаточные отношения (до 40!); обеспечивают плавность вращения приводного механизма (прецизионные шпиндельные головки); допускают обратный изгиб, что позволяет компоновку с несколькими приводными шкивами; возможна передача с непараллельными валами (полуперекрестная); низкий шум; высокий КПД (до 98%). Как правило, ремни изготавливаются со следующими рабочими свойствами: маслостойкость; рабочий диапазон температур от -30°С до 80°C; изоностойкость; нечувствительность к погодным воздействиям.
Эти преимущества позволяют снизить стоимость привода, и, следовательно, повысить конкурентоспособность на рынке всей машины в целом. Поэтому поликлиновые ремни применяются в самых различных отраслях машиностроения. В качестве примера на рис. 1, а представлен привод сеялки зерна, а на рис. 1, б – привод стиральной машины.
Рис. 1 Примеры применения ремней
Поликлиновой ремень состоит из следующих элементов (рис. 2): основы, несущего слоя и покрытия. Основа представляет собой ряд параллельных ребер V-образного сечения, расположенных вдоль ремня. Ребра обеспечивают фрикционное сцепление со шкивом и распределяют нагрузку по ширине ремня. Основа выполнена из имеющего полихлорпреновую основу эластомера, армированного поперечными волокнами.
Рис. 2 Элементы поликлинового ремня
Несущий слой состоит из высокопрочных композитных нитей, распределенных по ширине ремня. Нити имеют малое линейное удлинение и прочно сцеплены с основой. Это обеспечивает стабильность длины при больших растягивающих усилиях и позволяет передавать повышенные нагрузки.
Долговечное и гибкое покрытие обеспечивает защиту несущего слоя и позволяет применять для поликлиновой передачи натяжной ролик.
Рис. 3 Размеры поликлиновых ремней
Зарубежные стандарты нормализуют пять сечений поликлиновых ремней (PH, PJ, PK, PL, PM), отечественные – три (К, Л, М). Приблизительное соответствие между ними следующее: К – PJ; Л – PL; М – PM. На рис. 3 и в таблице 1 представлены геометрические размеры ремней и шкивов. Число ребер изменяется в пределах от 3 до 20.
Таблица 1 Геометрические размеры поликлиновых ремней
Расстояние до нейтрального слоя, hr, мм
Длины ремней следует выбирать из ряда стандартных размеров L, мм:
- сечение PH – 1140, 1219, 1260, 1580, 1600, 1653, 1845, 1874, 1890, 1915, 1930, 1951, 1980, 1992, 2404;
- сечение PJ – 356, 381, 406, 432, 457, 483, 508, 559, 584, 610, 660, 686, 711, 737, 762, 786, 813, 838, 864, 889, 914, 965, 991, 1016, 1054, 1092, 1143, 1168, 1194, 1219, 1245, 1270, 1295, 1321, 1372, 1397, 1461, 1473, 1549, 1600, 1626, 1651, 1702, 1753, 1778, 1854, 1930, 1956, 1981, 2019, 2083, 2210, 2286, 2337, 2489;
- сечение PK – 527, 630, 648, 698, 730, 755, 770, 810, 830, 880, 920, 960, 1000, 1035, 1130, 1205, 1280, 1314, 1397, 1420, 1460, 1480, 1520, 1549, 1610, 1645, 1725, 1843, 1885, 1980, 2031, 2080, 2164, 2236, 2550;
- сечение PL – 991, 1041, 1149, 1168, 1194, 1219, 1270, 1295, 1321, 1334, 1346, 1372, 1397, 1422, 1435, 1473, 1499, 1562, 1613, 1651, 1664, 1715, 1727, 1765, 1803, 1841, 1943, 1956, 1981, 2019, 2070, 2096, 2134, 2197, 2235, 2324, 2362, 2477, 2515, 2705, 2743, 2845, 2895, 2921, 2997, 3085, 3124, 3289, 3327, 3492, 3696, 4051, 4191, 4470, 4622, 5029, 5385, 6096;
- сечение PM – 2286, 2388, 2515, 2693, 2832, 2921, 3010, 3124, 3327, 3531, 3734, 4089, 4191, 4470, 4648, 5029, 5410, 6121, 6883, 7646, 8408, 9169, 9931, 10693, 12217, 13741, 15266, 16764.
Приведенные длины ремней следует уточнить у фирмы, поставляющей ремни. Как правило, имеется более широкая номенклатура ремней.
При заказе следует придерживаться следующей схемы обозначения: 6 – PJ – 1321, где 6 – число ребер; PJ – обозначение сечения; 1321 – длина ремня. В обозначение также могут быть добавлены специфичные для каждого производителя символы (усиленный корд, проверен на электропроводимость и т.д.)
На рис. 4 и в таблице 2 приведены геометрические размеры шкивов для поликлиновых ремней.
Рис. 4 Геометрические размеры шкивов
Таблица 2 Геометрические размеры шкивов
Наружный диаметр daf
Кривизна h шкива при ширине
Исходными данными для расчета (рис. 6) являются: мощность двигателя P, кВт; число оборотов ведущего n1 и ведомого n2, мин -1 шкивов; тип приводимого механизма; продолжительность суточной работы и ориентировочное межосевое расстояние a, мм.
Рис. 6 Расчет поликлиновой передачи
Предварительный выбор сечения ремня в зависимости от передаваемой мощности P, скорректированной коэффициентом нагрузки c2, и числа оборотов n1 малого шкива производится по рис. 7. Коэффициент нагрузки c2 имеет значения от 1,0 до 1,5 и учитывает влияние типа приводного двигателя и приводимого в движение органа машины. Условимся, что здесь и далее по тексту для определения входящих в формулы коэффициентов необходимо обратиться к справочным данным фирмы – производителя.
Рис. 7 Выбор сечения ремня
Во многих случаях по приведенным графикам можно выбрать ремни с разными сечениями для одной и той же передаваемой мощности. Настоятельно рекомендуем провести расчет всех возможных вариантов для выбора оптимального конструктивного решения. При этом следует иметь ввиду, что наиболее благоприятно поликлиновая передача работает при большем диаметре ведущего шкива. Однако, необходимо также учитывать допустимую окружную скорость для каждого сечения. По таблице 1 следует определить минимально допустимый диаметр шкива db, мм, для выбранного сечения. Рекомендуется принять диаметр малого шкива db1, мм несколько больший, чем минимальный. Затем необходимо вычислить передаточное отношение по формуле , где dw, мм – расчетные диаметры шкивов. Определяем диаметр большего шкива db2, мм
. При незаданном межосевом расстоянии a, мм следует назначить его, исходя из условия
. По заданному межосевому расстоянию определяем ориентировочную длину поликлинового ремня
и принимаем ближайшее стандартное значение. Уточняем межосевое расстояние, воспользовавшись формулой
. Необходимо предусмотреть пространство x, мм для натяжения ремня в процессе эксплуатации и для надевания ремня на шкивы y, мм. Межосевое расстояние при этом изменится на величины
,
для ремней длиной до 700 мм, и
,
для ремней длиной свыше 700 мм. В приведенных формулах hf, мм – коэффициент высоты сечения, определяемый по таблице 4.
Таблица 4 Коэффициент высоты hf
Коэффициент высоты, h, мм
Угол обхвата ß, ° малого шкива . Определяем по справочным данным фирмы – производителя коэффициент c1, учитывающий угол влияние угла ß. Окружная скорость V, м/с вычисляется по формуле
. Окружная скорость не должна превышать допустимого значения для выбранного сечения. Затем вычисляем частоту изгиба ремня fs, с -1 , по формуле
, где k – число шкивов. По справочным данным фирмы – производителея определяем коэффициент длины c3, который учитывает частоту изгиба ветвей ремня в зависимости от его длины. В каталогах производителей приведены таблицы рейтинговых мощностей PR, кВт в зависимости от диаметра db1 малого шкива и числа его оборотов n1, мин -1 для различных сечений поликлинового ремня. Число ребер z, а, следовательно, и ширина ремня b определяется из условия
. Число ребер z округляется до ближайшего большего целого значения. Усилие натяжения ремня Fv, Н определяет эффективность и срок службы ременной передачи. Недостаточное усилие натяжения снижает величину передаваемой мощности, уменьшает КПД передачи, может привести к сползанию ремня и его преждевременному повреждению. Чрезмерное усилие создает высокое поверхностное давление на ремень, увеличивает изгибающие напряжения, повышает усилие на валах и их опорах, и, в результате, может привести к разрыву ремня или выходу из строя подшипников. Поэтому контролю над величиной предварительного натяжения ремня придается очень большое значение (к сожалению, не в практике отечественного машиностроения). Для поликлиновых ремней рекомендуемое значение Fv определяется формулой
, где
, Н – тяговое усилие; k1 – коэффициент, учитывающий характер нагрузки (таблица 5); k2 – коэффициент, учитывающий влияние центробежных сил (таблица 6).
Таблица 5 Коэффициент k1, учитывающий характер нагрузки
Легкая нагрузка,
постоянная работа
Тяжелая нагрузка,
частые пуски и остановы
Приводные ремни.
Приводные ремни служат для передачи вращательного момента (мощности) с ведущего вала двигателя на ведомый вал оборудования.
Крутящий момент передается за счет трения, возникающего между шкивами и натянутым приводным ремнем.
Как устроен приводной клиновой ремень.
Ремни разделяют по способу передачи механической энергии:
- трением
- зацеплением
Ремни классифицируют по профилю рабочей поверхности:
- клиновые ремни
- поликлиновые ремни (многорядные ремни)
- зубчатые приводные ремни.
- плоские ремни
- круглые ремни (используются для приводов малой мощности)
И как варианты могут далее делиться на:
- классические клиновые ремни
- узкопрофильные ремни
- вариаторные ремни
- широкопрофильные ремни
- вентиляторные ремни
- плоские ремни ремни
- микроремни ремни
- многоручьевые ремни
- ремни двухстороннего действия
- .
Как и любая другая техническая система, ременная передача обладает своими достоинствами и недостатками.
Преимущества ременной передачи:
+ Плавность и бесшумность в работе
+ передача крутящего момента на большие расстояния
+ возможная работа на высоких скоростях
+ простота и дешевизна конструкции
+ легкий монтаж и ремонтопригодность
+ простота эксплуатации и контроля состояния передачи
+ отсутствие смазки
+ уменьшение негативного воздействия резких колебаний нагрузки за счет упругости ременной передачи
Недостатки ременной передачи:
– относительно большие размеры
– повышенные нагрузки на опоры и валы (по сравнению с зубчатыми передачами)
– невысокое тяговое усилие
– сравнительно малое передаточное отношение
– повышенные требование к натяжке ремня
– малый срок службы ремня вследствие износа
– непостоянство передаточного отношения (из-за неизбежного проскальзывания ремня)
Гибкая ременная передача применяется в таких механизмах, где другие способы передачи крутящего момента являются не лучшим решением.
ГОСТ 1284.1-89 Ремни приводные клиновые нормальных сечений. Основные размеры и методы контроля.
Настоящий стандарт распространяется на бесконечные резинотканевые (кордтканевые и кордшнуровые) приводные клиновые ремни нормальных сечений, предназначенные для приводов станков, промышленных установок и сельскохозяйственных машин, работающих при температуре окружающего воздуха: от минус 30 до плюс 60 град. С – для умеренного и тропического климата; от минус 60 до плюс 40 град. С – для холодного и очень холодного климата и устанавливает их размеры и методы контроля.
Обозначение приводных ремней ГОСТ, DIN, ISO, RMA.
Как маркируются клиновые ремни ?
Существует несколько видов маркировки клиновых ремней:
ГОСТ – По ГОСТ 1284.1-89;
DIN – По европейскому стандарту DIN 2215;
ISO – По международному стандарту ISO;
RMA – По американскому стандарту RMA.
Обозначение клиновых ремней по ГОСТ 1284-89
Ремень клиновой. Обозначение ГОСТ 1284-89
Такой маркировки придерживаются производители стран СНГ. А также китайские заводы, которые поставляют свой товар на рынок таможенного союза и бывшых стран СНГ. Согласно такой маркировке ремняй в обозначение клинового ремня указывается профиль и расчетная длина – Lp (Lw или Ld в западных каталогах). Расчетной длиной называется длина ремня, измеренная по корду. Принято сечения клиновых ремней обозначать буквами, которые определяют ширину ремня (W) и высоту ремня (T) в мм. (в зависимости от типа ремня). Затем следует цифра определяющая длину ремня в mm.
Пример обозначения: Ремень Д(Г) 2500 ГОСТ 1284.1, где:
Д(Г) – обозначение профиля;
2500 – расчетная длина ремня в мм.
ремень A-1650, (ширина 13mm высота 8mm, длина 1650mm),
ремень B-3350 (ширина 17mm высота 11mm, длина 3350mm),
Обозначение клиновых ремней по DIN 2215
Ремень клиновой. Обозначение по DIN 2215
В европейской маркировке профили обозначаются не буквами, а числами, в обозначении ремня указывается длина по внутренней грани – Li, так как длину внутренней грани можно непосредственно измерить.
Пример обозначения: Ремень 25×2000, где:
25 – номер профиля;
2000 – внутренняя длина ремня.
Обозначение клиновых ремней по ISO 9001:2008
Ремень клиновой. Обозначение по ISO 9001:2008
Маркировка по ISO практически идентична ГОСТ, только профили обозначаются латинскими буквами. Расчетная длина также указывается по профилю (корду) – Lp (Lw или Ld в западных каталогах).
Пример обозначения: Ремень SPZ 2000 Lw, где:
SPZ – обозначение профиля;
2000 – расчетная длина ремня;
Lw – маркировка длины.
ремень Z-800 (ширина 10mm высота 6mm, длина 800mm),
ремень Z-1120 (ширина 10mm высота 6mm, длина 1120mm),
ремень SPZ-1280, (ширина 9,7mm высота 8mm, длина 1280mm).
Обозначение клиновых ремней по RMA
Ремень клиновой. Обозначение по RMA
В США для обозначения профиля применяется буквы. Но геометрические размеры профиля указываются в дюймах. Длину ремня измеряют, как и в Европе – по внутренней грани.
Пример обозначения: Ремень B 43, где:
B – профиль ремня;
43 – внутренняя длина ремня в дюймах.
Размеры профиля клинового ремня.
Wa – ширина по верху, мм
Wp – ширина по корду (расчётная ширина), мм
Wi – ширина по основанию, мм
T – высота сечения, мм
Ремень поликлиновый: размеры по ГОСТ, характеристики
Одним из наиболее надежных ремней для узла автомобильных (генератор, помпа, гур и т.д.) двигателей является поликлиновой. Ремень этот отличается по составу, по геометрии и прочности от обычных приводных ремней для авто. Разберем более подробно структуру, форму, виды, ресурс, стоимость.
Что означает ремень поликлиновой
Поликлиновый (с англ. «ribbed belt») — это то же самое, что и ручейковый. Устанавливается для передачи вращения ведущего вала на ведомые валы генератора, насоса гидроусилителя руля. У поликлинового ремня пазы расположены продольно.
Существуют несколько видов ремней для передачи вращательного движения коленчатый вал — генератор — помпа — насос ГУР.
Классификация по способу передачи энергии:
- передача трением;
- передача зацеплением.
Классификация по виду ремней:
-
- плоские ремни;
- клиновые:
- вариаторные;
- вентиляторные;
- многоручьевые;
- поликлиновые ремни;
- тяговые ремни;
- зубчатые;
- транспортировочные (конвейерные ленты);
- протяжные;
- ремни круглого сечения (пассик).
Характеристики поликлинового ремня:
- высокий КПД, около 98%;
- применяются в высокооборотных высоконагруженных узлах;
- Поликлиновый ремень (ПР) работают с минимальным шумом, нежели обычные ремни;
- Широкий диапазон, могут применять на валах с маленьким диаметром, меньше 20 мм.
- Порог износа высокий, высокий ресурс.
Благодаря своей геометрии и качеству материалов поликлиновой или ручейковый ремень передает мощность практически без потери. Где устанавливается такие ремни, должны быть натяжители.
Строение поликлинового ремня:
- Несущий слой. Этот слой изготавливается из прочных нитей композитных материалов. Нити распределяются равномерно по периметру изделия. Они и прочные, и способны незначительно удлиняться. Закрепляются надежно к основному слою. При больших растяжениях, ремни с такими нитями равномерно распределяют нагрузку по всей площади ремня, что способствует плавной передачи энергии.
- Покрытие. Это слой должен быть гибким и иметь долгий срок службы. Такое покрытие надежно защищает несущий слой.
- Основа. Основа состоит из рядов параллельно вырезанных V-образных канавок. Такие зубчики создают хорошее сцепление со шкивом вала. Основной слой изготавливается из прочного материала, например, полихлорпренового эластомера, покрытого армирующими поперек волокнами.
Где применяется ремень с продольными канавками?
Ремни ручейкого типа или поликлиного имеют широкий спектр применения:
- в узлах, работающих при высоких нагрузках;
- в конструкциях с высоким передаточным числом;
- в конструкциях с большими угловыми скоростями;
- в конструкциях с небольшими диаметром ременных валов.
ПР пользуются спросом в автомобильной промышленности, тракторной, станкостроительной, металлургической, химической, бытовой, атомной энергетики.
Такой простой элемент в ременных передачах, как ремень решает много вопросов. Благодаря использованию качественного ремня ручейкого типа улучшаются следующие показатели:
- Снижение уровня шума.
- Увеличение межремонтного периода.
Чтобы не уменьшить ресурс ремня генератора, следует следить работой обгонной муфты генератора.
Размеры и геометрия
Поликлиновые ремни для генератора автомобиля имеют разные размеры, в зависимости от оборудования. Ручейковые ремни также могут устанавливаться в конструкции кондиционеров, газораспределительных механизмах (ГРМ) и т.д.
Таблица размеров ремней по ГОСТ:
ГОСТовские размеры ручейковых ремней
Износ поликлинового ремня
Какой бы качественной не была продукция, с истечением эксплуатационного ресурса, она подвергается значительному механическому износу. Изношенная деталь в конструкции узла автомобиля может сказаться на качестве и безопасности движения и на работе мотора.
Для тех, кто еще не знает, что можно проводить диагностику основных узлов конструкции автомобиля своими руками, мы подготовили материал: Как сделать диагностику авто через ноутбук.
В связи с чем рекомендуется периодически проводить диагностику ремней:
- Осмотр внешнего состояния. Визуальный осмотр — основной способ выявить механические повреждения. При обнаружении расслоения нитей, появлении трещин, требуется как можно быстрее заменить.
- Осмотреть не только ремень, но и шкивы. Если на шкивах есть сколы, то они создают задиры на боковых поверхностях ремня, что приводит к очень быстрому износу.
- Осмотреть шкивы на наличие масла. Масло и другие продукты ГСМ не должны присутствовать на поверхностях шкивов и ремней.
- Кроме этого, надо регулярно проводить осмотр натяжных роликов. Посмотреть, чтобы натяжные ролики четко держали ремень.
- Проверять уровень натяжки ремня.
Проверять ремень и ролики натяжения следует проводить через каждые 15 тысяч км. При замене ремня рекомендуется менять и натяжные ролики.
При сильно изношенном ремне, не только ручейкового поликлинового, но и других видов, появляется посторонний шум.
Профессионалы по ремонту и обслуживанию автомобилей рекомендуют менять ремень генератора, не реже, чем 50 000 км. Ремень должен быть натянут так, чтобы коэффициент прогиба был не более 0,5 см. При невозможности сделать натяжение, чтобы прогиб был меньше 0,5 см, то, значит проблема в роликах.
Важно! Осматривать ремень при покупке, чтобы не было заусенцев и трещин. Даже дорогие ремни надо осматривать. У всех видов товаров есть свой процент брака.
Стоимость ремней поликлиновых:
- для автомобилей АУДИ — ремень BOSCH — от 251 руб.;
- для автомобилей Порше — ремень Contitech 3РК600 — от 255 руб.;
- для автомобилей Форд — ремень БОШ — от 253 руб.;
- для Ситроен — ремень Skf — от 259 руб.;
- для Альфа Ромео — ремень фирмы Бош — от 250 рублей;
- для БМВ — Skf — от 250 руб.;
- для авто Cadillac (Кадилак) — ремень Gates — от 825 руб.;
- для машины Hummer (Хаммер) — ремень Contitech — от 2701 руб.;
- для Ягуара — ремень Dayco — от 305 р.;
Дальше список продолжается, примерно, в таком диапазоне цен — от 250 рублей на 2018 год. Что ВАЗ ЛАДА, что АУДИ, БМВ, Мерседсес, авто из Кореи или Китая, и т.д., требуют не больших вложений на замену ремня. Для Роллс-Ройса, Бентли, Феррари и других топовых мировых авто, соответственно, ремни в обычных автолавках не купить.
Видео
В этом видео видны трещины на ремне.
Маркировка поликлиновых ремней.
Видео на тему самоделок.
Как восстанавливать поликлиновые ручейки.