Отличие подданства от гражданства: правовой статус

В чем состоит отличие статуса подданства от статуса гражданства

В мировом конституционном праве используются два термина – гражданство и подданство. Они схожи, но, чтобы правильно употреблять их, следует четко знать, в чем состоят их особенности и различия. Это важно, так как позволит исключить ошибки в официальных документах и неловкие ситуации в разговоре.

  1. Понятие подданства в мировом праве
  2. Понятие гражданства в мировом праве
  3. Особенности правовых статусов
  4. Сходства и различия
  5. Заключение
  6. Подданство: Видео

Понятие подданства в мировом праве

Прежде всего следует запомнить, что термин “подданство” используется только в отношении монархий. С его помощью обозначается личная связь того или иного человека с монархом. Однако уровень развития современных монархий сделал подданство и гражданство практически синонимами. Правовое положение личности в них ничем не отличается от положения граждан конституционных республик или федераций.

В определенном смысле значение подданства более широко и этот статус является предшественником более позднего – гражданства.

Кроме того, термин “подданство” обозначает не только правовую, но и культурно-историческую принадлежность конкретного человека к монархии. Оно также предполагает проживание на определенной территории. В прошлом иноземные граждане могли получить подданство по воле монарха. Так, к примеру, поступал Петр I в России.

Понятие гражданства в мировом праве

Гражданство – это устойчивая правовая связь конкретного гражданина с тем или иным государством, выражающаяся в наличии четко определенных и закрепленных юридически прав и обязанностей.

Существует два типа граждан: урожденные и натурализированные.

Урожденные – это лица, приобретшие данный статус по праву крови от родителей или по праву земли (по рождению), так как были рождены на территории той или иной страны. Во втором случае они имеют право на гражданство конкретной страны вне зависимости от статуса родителей. Больше о гражданстве по рождению читайте тут.

Натурализованные – прошедшие процедуру интеграции в общество и доказавшие свое желание жить и способность работать в конкретном государстве. Их гражданство закрепляется юридически в ходе предусмотренной законом обязательной процедуры натурализации. Стоит заметить, что получить гражданство можно посредством разных способов.

Урожденные и натурализованные граждане в большинстве развитых государств имеют равные права.

Именно так обстоит дело, к примеру, в РФ в 2022 году.

Однако в ряде стран урожденные граждане имеют ряд преимуществ по сравнению с натурализированными. По достижении установленного законом возраста первые получают паспорт. Он используется как удостоверение личности при проверке в государственных органах власти, при оказании услуг, в случае оперативно-следственных мероприятий и во многих иных ситуациях. В ряде стран законодательство обязывает граждан для выезда за границу оформлять загранпаспорт.

Следует отметить, что РВП (разрешение на временное пребывание) не уравнивает иностранцев в правах с гражданами страны их временного пребывания, а статус апатрида тем более.

Особенности правовых статусов

Подданство обеспечивает крайне низкий правовой статус конкретного человека. Гражданство же дает не только ряд прав и свобод, но и налагает обязанности, отказаться от исполнения которых невозможно без потери статуса. Именно поэтому так важно понимать правовое соотношение данных понятий.

Правовой статус
Параметр Подданный Гражданин
1. Участие в управлении государством и обществом +
2. Наличие привилегий, связанных с управлением государством и обществом +
3. Наличие личных обязанностей перед монархом +
4. Наличие личных обязанностей перед государством +
5. Наличие закрепленных в конституции страныа прав и свобод +
6.Наличие подтверждающего статус документа +

Сходства и различия

Сходство понятий подданства и гражданства в том, что они определяют взаимосвязь индивида с той или иной территорией – в лице ее монарха или в лице государства. Но при этом есть весьма существенные отличия, преимущественно правовые. Подданство – во многом устаревшая форма взаимоотношений физических лиц с монархами, существующая на данный момент в монархиях параллельно с институтом гражданства.

В настоящее время главные различия рассматриваемых правовых статусов определяются по следующим параметрам:

  • взаимосвязь с территорией: в лице государства или единоличного правителя;
  • структура взаимосвязи: односторонняя обязанность гражданина перед монархом или взаимная система обязательств гражданина и государства;
  • наличие инструментов власти: подданство не дает права управлять страной, гражданство дает.

Где проще всего получить гражданство россиянину читайте здесь.

Заключение

Гражданство и подданство – два важных правовых понятия, один из которых исторически предшествовал другому. В современных монархиях эти статусы сосуществуют. Гражданство можно обрести по праву крови, рождения или доказав свою способность жить и работать в конкретной стране. В отличие от подданства, которое можно получить исключительно по воле монарха, гражданство определяет двусторонние права и обязанности личности и государства. А еще существует двойное и второе гражданство, когда человек может быть гражданином одновременно двух стран. Где такое возможно читайте в нашей статье.

Подданство: Видео

Об изменениях для служащих с иностранным гражданством

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Совсем недавно вступили в силу несколько нормативных документов в отношении лиц, не имеющих гражданства РФ либо имеющих гражданство и Российской Федерации, и другого государства, занимающих должности государственной и муниципальной службы или должности в государственных органах. О том, что изменилось для таких служащих и какие новшества введены для работников государственных органов, расскажем в статье.

Изменения, касающиеся запрета
на замещение должностей госслужбы
лицами без гражданства РФ.

Федеральным законом от 30.04.2022 № 116‑ФЗ (далее – Закон № 116‑ФЗ) были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в частности в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ), они вступили в силу 01.07.2021.

В первую очередь термин «гражданство иностранного государства» был дополнен словом «подданство».

К сведению

Статус подданного отличается от гражданина в странах с монархической формой правления и означает политико-правовую связь физического лица и монарха. Тогда как гражданство представляет собой вид правовой связи, но уже между физическим лицом и государством. В государствах с другими формами правления данные понятия, как правило, равнозначны.

До 01.07.2022 к основным обязанностям госслужащего относилось сообщение о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства (п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона № 79‑ФЗ).

Сейчас занимать должности госслужбы не могут и лица, имеющие вид на жительство или иной документ, подтверждающий право
на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства. О прекращении гражданства РФ, приобретении гражданства другого государства, получении вида на жительство или иного документа, дающего право на постоянное проживание в другом государстве, служащий должен сообщить представителю нанимателя в день, когда он узнал об этом. Причем новой редакцией названной статьи установлен максимальный срок для такого сообщения – пять рабочих дней со дня наступления одного из перечисленных событий.

Соответствующие изменения были внесены в п. 6 и 7 ст. 16 Закона № 79‑ФЗ. Ранее действовавшей редакцией данной статьи было установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если он:

– вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство другого государства;

– имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Сейчас к ограничениям для нахождения на гражданской службе относятся:

– прекращение гражданства РФ;

– наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В связи с этим уточнено такое ранее установленное основание для увольнения, как выход гражданского служащего из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 12 ч. 1 ст. 33, ст. 41 Закона № 79‑ФЗ). Такое увольнение осуществлялось по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства.

С 01.07.2022 служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня, когда представителю нанимателя стало известно о прекращении гражданства РФ или о наличии у гражданского служащего гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Обратите внимание

Аналогичные изменения внесены в другие федеральные законы, в частности в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Право лиц с двойным гражданством
работать на госслужбе.

По ранее установленному общему правилу лица, имеющие гражданство иностранного государства, не могли занимать должности государственных и муниципальных служащих. Но, в связи с тем что некоторые служащие не могут прекратить гражданство другого государства по независящим от них причинам, им разрешили работать на государственной и муниципальной службе при определенных условиях и в предусмотренном порядке.

Право граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) другого государства (далее – лица с двойным гражданством), занимать должности гражданской или муниципальной службы установлено ст. 26 Закона № 116‑ФЗ с 01.07.2021. Оно возникает в исключительных случаях и при наличии следующих условий:

– гражданство (подданство) иностранного государства не прекращено по независящим от лица причинам;

– должность государственной или муниципальной службы, на которую назначен гражданин РФ с гражданством другого государства, не предусматривает допуска к государственной тайне.

То есть при наличии названных условий такое лицо может быть принято на должность государственного или муниципального служащего. Если такой гражданин уже занимает должность государственной или муниципальной службы, в исключительных случаях он может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность, по которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Обратите внимание

Лица с двойным гражданством не могут замещать должность прокурора или руководителя федерального государственного органа.

Положения ст. 26 Закона № 116‑ФЗ не распространяются на лиц, признанных гражданами РФ в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6‑ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Правила замещения должностей
государственной или муниципальной службы лицами с двойным гражданством

Указом Президента РФ от 25.08.2022 № 493 (вступил в силу с даты подписания) утверждены Порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам (далее – Порядок), и Положение о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам (далее – Положение).

Порядком установлены следующие правила:

1) гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, может быть принят на государственную или муниципальную службу, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы;

2) невозможность прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам устанавливается решением Президента РФ либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия);

3) оценка необходимости назначения гражданина на должность, продолжения прохождения им службы или перевода на иную должность осуществляется руководителем соответствующего государственного или муниципального органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность;

4) назначение гражданина на должность, продолжение прохождения им службы или перевод на иную должность осуществляются на условиях срочного служебного контракта, срок действия которого не может превышать срок действия решения Комиссии.

К сведению

Госслужащие, имеющие двойное гражданство, должны принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, должны воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, а также не должны совершать иные действия в качестве гражданина (подданного) иностранного государства (за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства).

Порядок признания невозможности
прекращения гражданства.

Чтобы лицо с двойным гражданством могло замещать должность государственной или муниципальной службы, должен быть признан факт невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от данного лица причинам.

Положением установлено, что признание этого факта осуществляется Комиссией на основании обращения руководителя государственного или муниципального органа, в который гражданин назначается на должность, в котором проходит службу или переводится на иную должность.

В обращении указываются должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, и обстоятельства, при которых стало известно о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

К обращению прилагаются:

– письменное пояснение гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, о принятых им мерах по прекращению такого гражданства и о причинах, по которым оно не прекращено;

– документы (при их наличии), подтверждающие факты, приводимые в пояснениях, либо копии таких документов, заверенные нотариально или уполномоченным лицом органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность.

В отношении граждан, которые замещали должности по состоянию на 01.07.2021, руководители могут обратиться в Комиссию до 15.11.2021.

При рассмотрении представленных документов Комиссия:

– оценивает причины, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства;

– проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства;

– изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

По итогам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом РФ.

Обратите внимание

Срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

Если Комиссия не признает, что прекращение гражданства (подданства) иностранного государства невозможно по независящим от гражданина причинам, руководитель может направить обращение повторно, если обстоятельства существенно изменятся.

В течение пяти рабочих дней со дня утверждения решения Комиссия направляет его руководителю государственного или муниципального органа, представившему обращение.

Запрет на работу в госорганах лиц без гражданства
или с двойным гражданством.

С 01.07.2022 вступил в силу также Федеральный закон от 30.04.2022 № 109‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 109‑ФЗ), которым установлен запрет на замещение отдельных должностей в государственных органах и органах местного самоуправления при наличии гражданства иностранного государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на его территории.

В соответствии с этим законом Трудовой кодекс дополнен
ст. 349.6 «Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления».

К сведению

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Согласно названной статье лица, не имеющие гражданства РФ, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Для работника установлена обязанность сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения российского гражданства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если его невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

К сведению

Если работник не сообщил в установленном порядке данную информацию, работодатель уволит его по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ без предложения другой работы.

В соответствии со ст. 2 Закона № 109‑ФЗ работники, которые на день вступления в силу этого закона не имеют российского гражданства или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом устанавливаются ограничения, обязаны были сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, до 10.07.2021.

Работники, которые сообщили указанную информацию работодателю, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ могут продолжить работу на замещаемых ими должностях, если до 20.07.2022 они представили работодателю документы, подтверждающие их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовые договоры с работниками, не представившими в обозначенный срок такие документы, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если их невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Работники, представившие работодателю указанные документы, также обязаны представить ему документы, подтверждающие приобретение российского гражданства, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства РФ, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ трудовые договоры с работниками, не представившими работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Как жить в России с двумя гражданствами

И что это дает

В 2014 году приняли закон о том, что нужно уведомлять о втором гражданстве. В следующем году о наличии второго паспорта заявили 900 тысяч россиян: большинство сообщили о гражданстве США, Великобритании и Израиля. Еще около пяти миллионов россиян должны были заявить о втором гражданстве до конца 2015 года.

Расскажу о том, как получить второе гражданство и уведомить об этом российские госорганы.

В чем разница между двойным и вторым гражданством

Есть два вида множественного гражданства: двойное и второе. Двойное гражданство может быть у стран, с которыми заключено специальное соглашение. Такой договор у России есть только с Таджикистаном. Когда российский гражданин приобретает гражданство Таджикистана, он получает двойное гражданство.

Россиянин с двойным гражданством сохраняет полные права и обязанности в обеих странах, но платит налоги и проходит военную службу в стране постоянного проживания.

В остальных случаях гражданство будет второе. Например, когда россиянин приобретает паспорт Израиля, он получает второе гражданство. Кроме того, в этом случае в России он будет рассматриваться только как россиянин, а в Израиле — как подданный этой страны. И обязанность служить в армии у него может возникнуть в обеих странах, если вовремя не сняться с воинского учета в одной из них.

В случае с налогами роль играет не второе гражданство, а резидентство. Если человек находится за пределами РФ более 183 дней в течение 12 месяцев подряд, он становится налоговым нерезидентом и платит НДФЛ по ставке 30% вместо 13%. Получили доход в России, но не живете там больше 183 календарных дней в году — платите с дохода 30%.

Какие законы регулируют вопросы множественного гражданства

Вопросы второго гражданства регулируют федеральные нормативные документы, двойного гражданства — международные соглашения.

Федеральные нормативные документы такие:

  1. Закон № 62-ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации».
  2. Приказ МВД России от 03.05.2018 № 267 «Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве».
  3. Конституционный закон № 2-ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации».
  4. Закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  5. Закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Международное соглашение о двойном гражданстве в России пока одно — с Республикой Таджикистан.

Кому можно получить гражданство другой страны

Обычно гражданство можно получить по одному из следующих оснований:

  1. Рождение на территории страны.
  2. Родство с гражданином страны.
  3. Брак с гражданином страны.
  4. Инвестиции в экономику страны.

Чтобы получить гражданство по первым трем основаниям, нужно обратиться с заявлением о принятии в гражданство.

Если ребенок рождается в США и оба его родителя — граждане России, то он получает два гражданства: российское и американское. Если ребенок родится в Германии, он получит немецкое гражданство только в том случае, если один из его родителей — немец. Если оба родителя граждане РФ, у ребенка будет только российское гражданство.

Вот в каких странах можно получить гражданство за инвестиции — и вот какую сумму нужно инвестировать:

Кому нельзя иметь множественное гражданство

Есть те, кому запрещено иметь множественное гражданство:

Бывает, что страна запрещает своим гражданам иметь множественное гражданство. Например, в Казахстане, Эстонии и некоторых других странах приобретение второго гражданства влечет за собой утрату первого.

Плюсы множественного гражданства

У гражданства каждой страны свои преимущества. Вот какие плюсы есть обычно у второго паспорта:

  1. Безвизовый въезд в дружественные страны.
  2. Возможность получить гражданство членам семьи: детям, супругам, в некоторых случаях родителям.
  3. Право на медицинское обслуживание в любой стране гражданства.
  4. Возможность передать гражданство будущим поколениям по наследству.
  5. Право работать в государстве гражданства без оформления специальных документов.
  6. Право голосовать на выборах в обоих государствах.
  7. Возможность пользоваться правами обоих государств: получать образование, социальные гранты и стипендии, льготы, социальную помощь, пособия, в некоторых случаях — пенсию.
  8. Возможность жить в одной или в двух странах без оформления специальных документов, например без разрешения на проживание или вида на жительство.
  9. Отсутствие требования к сроку фактического проживания в стране.
  10. Возможность жить в стране с благоприятным климатом, с более развитой экономикой и высокими зарплатами.
  11. Возможность уехать из одной страны в другую, если в одной из них наступили тяжелые времена: политические волнения или война.
  12. Возможность учиться в некоторых вузах. Например, граждане Гренады имеют право на обучение в вузах Великобритании.

Расскажу подробнее про некоторые из них.

Безвизовый въезд. Гражданство другого государства позволяет путешествовать по некоторым странам без виз. Список безвизовых стран для каждого гражданства будет свой.

Например, с паспортом Украины доступны 126 стран без визы, с паспортом Латвии — 180 стран, с паспортом США и Канады — 184 страны, Испании и Франции — 186 стран, Германии и Финляндии — 188. Для россиян открыты 77 стран для безвизового въезда и еще в 26 странах визу поставят прямо в аэропорту.

Есть даже специальный индекс паспортов — рейтинг стран по принципу свободы передвижения их граждан. В 2019 году первое место заняли Сингапур и Япония — их гражданам открыты 190 стран без визы. Последнее — Афганистан: гражданам этой страны без визы открыто всего 25 стран.

Постоянные жители стран Евросоюза, которые входят в Шенгенскую зону, имеют право безвизового въезда во все страны Шенгенской зоны. А граждане Австрии, например, имеют право жить и работать в любой стране Евросоюза неограниченное время.

Гражданство для членов семьи. Обычно супруг и дети заявителя имеют право на новое гражданство на всю жизнь, и во многих странах следующее поколение может получить гражданство родителей по праву рождения или в силу родственных связей.

Но есть страны, где это правило не работает. Например, муж и жена могут получить гражданство в Сент-Люсии за инвестиции. Но к родившимся после этого детям гражданство не перейдет.

Минусы множественного гражданства

Минусов у второго гражданства больше, чем кажется. Вот что должен делать гражданин двух государств.

Соблюдать законы и порядки обоих государств. Законы в государствах различаются. Может случиться так, что принятое в одной стране запрещено в другой.

Например, в России запрещено распивать алкогольные напитки в общественных местах: на улице, в парках, на остановках, в общественном транспорте. За это предусмотрен штраф — 500—1500 рублей . В других государствах такого запрета может не быть. Например, в Японии люди спокойно пьют пиво на улице, и никто их за это не штрафует.

Понятия в государствах могут различаться. Совершеннолетний гражданин в России — человек 18 лет и старше, в США — 21 года и старше. При этом права несовершеннолетних граждан тоже могут быть разными. Например, получить водительские права в России можно с 18 лет, в США — с 16 лет.

Купить пиво, вино и шампанское в России могут люди с 18 лет, а, например, в Германии — с 16 лет, в Японии — с 20 лет, в США — с 21 года.

Служить в армии. В российской армии служат только мужчины, в Израиле — в том числе женщины. Если молодая россиянка получит гражданство Израиля, то ее могут призвать в армию.

Продолжительность военной службы новых мигрантов зависит от возраста, в котором они прибыли в Израиль, и семейного положения. Например, мужчины, которые въехали в страну до 18—19 лет и холостые, будут обязаны служить 32 месяца вне зависимости от семейного положения. Замужние женщины от службы освобождаются.

Получение двойного гражданства не всегда обязывает служить в армии. Например, если гражданин Таджикистана уже служил у себя на родине и получил российское гражданство, в российскую армию его не призовут, даже если он призывного возраста.

Защищать государство на войне. Когда человек принимает гражданство, он обещает исполнять свои гражданские обязанности, например служить в армии. В случае войны он обязан пойти воевать за государство, в котором он гражданин.

Следующий пример, конечно, из области фантастики, но представьте себе следующую ситуацию. Человек — гражданин двух государств. Вдруг между этими государствами разгорается война. Что делать человеку: служить в двух войсках одновременно? Если он не придет на службу в какой-то стране, его накажут по закону военного трибунала этого государства. Придется выбирать, какую страну защищать.

Платить налоги, возможно, придется в обеих странах, либо пользоваться соглашениями (договорами, конвенциями) об избежании двойного налогообложения, что обычно хлопотно.

Когда вы живете за границей и работаете в российской компании, ставка НДФЛ для вас как для нерезидента — 30% вместо 13%. Повышенная ставка налога будет только в случае, если вы находитесь в России менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд.

Но есть исключения. Граждане стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии — платят 13% НДФЛ, если работают в российской компании вне зависимости от того, где они живут.

Еще российский гражданин, который имеет паспорт другого государства, не сможет устроиться на гражданскую и госслужбу, членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, Председателем Правительства РФ, его заместителем и Президентом РФ.

Где можно и нельзя иметь паспорт двух государств

Некоторые страны разрешают своим гражданам иметь паспорта других государств без утраты текущего гражданства. Другие — не признают второе гражданство, и если гражданин приобретает второе гражданство, то автоматически утрачивает первое. Есть и такие государства, которые позволяют иметь два паспорта только при определенных обстоятельствах, например если отказаться от первого гражданства невозможно.

В следующих странах получение второго гражданства влечет за собой потерю первого:

  1. Азербайджан — п. 1 ст. 18. Утрата гражданства Азербайджана, если получаешь второй паспорт.
  2. Казахстан — ст. 21. Утрата гражданства Казахстана, если получаешь второй паспорт.
  3. Китай — ст. 3 и ст. 9. Не признает второе гражданство, и если гражданин Китая приобретает второе гражданство, то автоматически утрачивает гражданство Китая.
  4. Монако — ст. 5 и ст. 8. Чтобы получить гражданство Монако путем натурализации, нужно отказаться от своего первого гражданства. Тот, кто приобретает гражданство другого государства, утрачивает гражданство Монако.
  5. Монголия — ст. 4. Двойное гражданство не допускается, то есть гражданин Монголии не может одновременно иметь гражданство другого государства. Чтобы получить гражданство Монголии, нужно отказаться от другого гражданства.
  6. ОАЭ — гл. «Национальные требования». Чтобы получить гражданство ОАЭ, нужно отказаться от другого гражданства. Но этого можно не делать, если речь идет о женщине, которая получает гражданство ОАЭ по причине вступления в брак с гражданином ОАЭ.
  7. Сингапур. В законе не сказано, что для того, чтобы получить гражданство Сингапура, нужно отказаться от гражданства другого государства. Но при приобретении другого гражданства сингапурец лишается своего гражданства — ст. 134.
  8. Узбекистан. Одним из условий приобретения гражданства Узбекистана является отказ от другого гражданства (если оно есть) — ст. 17. Если гражданин Узбекистана приобретает гражданство другого государства, то автоматически теряет гражданство Узбекистана — ст. 21.
  9. Эстония — ст. 1. Гражданин Эстонии не может иметь второе гражданство.
  10. Южная Корея. Чтобы получить гражданство Южной Кореи, нужно отказаться от другого гражданства, если оно есть — ст. 3.

В Азербайджане человек, который принимает другое гражданство добровольно, утрачивает гражданство Азербайджана. Такие же правила действуют в Словакии, Узбекистане, Украине и некоторых других странах.

Гражданин Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, получивший гражданство иностранного государства, обязан в течение одного месяца представить письменную информацию в соответствующий орган исполнительной власти, иначе его ждет уголовная ответственность. Такие правила могут работать и в других странах.

К вопросу о двойном гражданстве

К ВОПРОСУ О ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ

КРАТКАЯ СПРАВКА

В международном праве и российском законодательстве понятие «двойное гражданство» означает наличие у лица одновременно гражданства (подданства) двух или более государств.

Источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств. Двойное гражданство возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению. Для абсолютного избежания двойного гражданства таких ограничителей в законодательстве хотя бы одного из двух государств должно быть, как минимум, три:

– отказ от прежнего гражданства как условие приобретения «своего» гражданства;

– прекращение «своего» гражданства как следствие приобретения какого-либо иного гражданства;

– непредоставление «своего» гражданства по рождению, если ребенок приобретает по рождению гражданство какого-либо иностранного государства.

При этом декларативные положения закона, например, о «непризнании двойного гражданства» или о возможности выдачи «разрешения на приобретение другого гражданства» сами по себе не исключат его возникновения, если не будут дополнены вышеупомянутыми ограничителями.

Обстоятельствами, способствующими возникновению двойного гражданства, являются миграционные процессы, целенаправленное привлечение мигрантов на свою территорию и связанное с этим терпимое отношение к наличию у них иностранных паспортов (Израиль), смягчение условий предоставления гражданства по этническим признакам (Германия, Греция) и по брачным отношениям, рождение детей с двойным гражданством в так называемых «смешанных» браках и т.д.

Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с «двойными гражданами» исходят, как правило, только из наличия у этих граждан «своего» гражданства. Примером этого может служить прежний российский Закон о гражданстве от 28.11.1991 г. (ст.3, ч.1), в соответствии с которым за гражданином Российской Федерации «не признается принадлежность к гражданству другого государства». Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (ст.6, ч.1) аналогично определяет, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается «только как гражданин Российской Федерации». Оба закона содержат оговорки в отношении случаев, предусмотренных международными договорами. Новацией является оговорка в Законе от 31.05.2002 г. в отношении случаев, предусмотренных федеральным законом, из которой следует, что при законодательно определенных обстоятельствах гражданин России, имеющий иное гражданство, может рассматриваться как иностранец и соответственно ограничиваться в правах.

Оба российских закона о гражданстве (прежний и новый) не содержат полного набора упомянутых выше ограничителей и, следовательно, не исключают возникновения на практике двойного гражданства. Частичное ограничение введено в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (ст.13, ч.1, п.«г»): одним из условий приема в российское гражданство является обращение заявителя в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства. Приобретение же гражданином России иного гражданства не влечет прекращения российского гражданства, что особо подчеркивается в п.2 ст.6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. Не требуется отказа от иного гражданства при приобретении российского гражданства по рождению и при приеме детей в гражданство РФ (ст.12 и ст.14, ч.2 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г.).

Международные соглашения, касающиеся двойного гражданства, как правило, не создают особых условий для его возникновения, а лишь констатируют его наличие у отдельных граждан на основе внутреннего законодательства сторон и регулируют связанные с этим практические вопросы (служба в армии, упрощение оформления проживания при переезде из одной страны в другую и т.п.).

В чем разница между подданством и гражданством?

Гражданство и подданство – схожие понятия, которые активно используются в международном праве. Несмотря на схожесть значений, они имеют ряд существенных отличий, в которых необходимо разобраться, чтобы исключить ошибки в разговоре с официальным лицом и при заполнении документов.

Значение термина подданство в международном праве

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

Термин «подданство» более раннее понятие, оно является предшественником современного понятия «гражданство». Подданство, признак монархического государства, и подразумевает не только политико-правовую, но и личную связь физического лица с правителем (монархом) конкретной страны.

В современном мире данное понятие широко используется в странах, сохранивших монархию. В Европе таких стран 12, среди них: Великобритания, Дания, Испания, Швеция и Норвегия. В Азии монархических государств насчитывается 14, среди которых такая развитая страна, как Япония.

Обратите внимание! Уровень развития большинства современных стран, сохранивших монархию, достаточно высок, поэтому правовой статус современных подданных не уступает статусу гражданина республики или федерации.

Жители развитых стран, сохранивших монархическую власть, употребляют понятие «подданные», чтобы определить, прежде всего, свою историческую, языковую и культурную принадлежность к родному государству современной монархии.

Значение термина гражданство в международном праве

Гражданство – это принадлежность к определенному государству, дающая физическому лицу ряд правовых и экономических привилегий и накладывающая на него определенные обязательства. Это современное понятие, гарантом которого выступают действующие в данном государстве конституция, различные законодательные акты и правовые механизмы.

В мировой практике различают два типа граждан:

  • урожденные;
  • натурализованные.

Первые приобретают статус гражданина по праву рождения на территории данной страны, не зависимо от гражданской принадлежности каждого из родителей, или по праву крови, когда один из официальных родителей является гражданином данного государства.

Вторые приобретают статус гражданства в связи с соблюдением ряда условий, предусмотренным законодательством данного государства. Сложности с получением статуса гражданина зависят от уровня экономического и правового развития государства. Процедура натурализации предусмотрена для любого физического лица, подтвердившего свои возможности и способности жить и работать в данной стране.

Среди ряда способов, дающих первоочередное право получения гражданства, можно выделить:

  • оформление официальных отношений с гражданином данного государства;
  • покупка недвижимости на территории страны (как правило, оговаривается минимальная стоимость, предполагаемого жилья);
  • осуществление инвестиции определенного размера в экономику государства;
  • приобретение статуса беженца.

В ряде стран урожденные граждане имеют большие права и возможности, чем натурализованные. Но в большинстве развитых государств разницы в официальном правовом статусе между гражданами не существует.

Особенности правовых статусов

В истинном монархическом государстве правовой статус подданного гораздо ниже, чем статус гражданина. Подданный всецело подчинен своему монарху, не обладает правом выбора власти, не имеет возможности участвовать в управлении государством, заниматься политикой, не может претендовать на целый ряд возможностей и привилегий, которые доступны гражданину.

Гражданин имеет целый ряд прав, привилегий, свобод, а также обязательств, закрепленных законодательно на уровне конституции и других законодательных актов. Поэтому правовой статус гражданина гораздо выше, чем статус подданного государства с исключительно монархической системой власти.

Общие особенности и различия понятий

Данные понятия сходны в своем определении общей взаимосвязи и зависимости между человеком и правительством, монархом и в целом конкретным государством.

Это интересно! В современном мире звучание понятий «подданство и гражданство» одинаково для большинства языков. Различия в смысле можно определить лишь в контексте конкретного предложения, в отличие от русского языка, где для этих двух терминов существуют различные слова.

Подданство – это односторонняя зависимость и связь подданного и монарха. Гражданство же предполагает диалог и двустороннее взаимодействие гражданина и государственной власти. В связи с этим можно выделить следующий ряд отличительных признаков этих терминов:

  • гражданство – принадлежность к определенной державе, подданство — подчинение единоличному правителю (монарху);
  • подданный имеет низкий правовой статус, гражданин является самостоятельным правовым субъектом с высоким уровнем возможностей;
  • гражданин имеет права и обязанности перед своей страной ровно, как и она перед ним, в случае с подданством права и обязанности имеют односторонний характер.

Заключение

Подданство – устаревшая форма взаимодействия человека и государства. В чистом виде встречается чаще всего в странах с низким уровнем развития. Развитые страны с сохранившимся монаршим укладом совмещают монархию с институтом гражданства, а граждане таких стран имеют высокий правовой статус. Примером таких стран является Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Чем гражданство отличается от подданства? Правовой статус личности и особенности политической жизни

Многие интересуются, что такое подданство и гражданство, чем отличается гражданство от подданства? Подробно ответить на этот вопрос постараемся в этой статье.

Определение термина подданство

Согласно теории права, подданство – это связь правителя страны и индивида, которая подразумевает обязанности и ответственность с обеих сторон.

Впервые это понятие возникло в монархических странах, где подданство – это связь с монархом.

Только в России слова «подданство» и «гражданство» имеют разное значение. В англоязычных государствах они обозначаются одним термином в словарях. Смысл его меняется в зависимости от контекста.

Что требуется, чтобы быть подданным той или иной страны? Рассмотрим на примере Российской империи.

  1. Право рождения. Если оба родителя были подданными, то и их ребенок автоматически это наследовал. Даже если он рождался за границей, все равно оставался подданным Российской империи.
  2. Вступление в брак. Если иностранка выходила замуж за подданного России, то она также получала этот статус. Причем не нужно было приносить присягу. При разводе этот статус сохранялся.
  3. Любой иностранец мог стать гражданином России. Для этого нужно было принять присягу. А также в дальнейшем существовало правило – прожить на российской земле не менее 5 лет.

Во многих зарубежных странах, где есть подданство, эти правила сохранились. Чтобы получить его, нужно принять присягу либо вступить в брак с представителем данной страны. Также преимущества, которые есть у подданного, появляются при сроке проживания от 5 до 10 лет.

В каких странах используется термин?

Во многих иностранных государствах термин подданство носит условный характер. Например, в Великобритании и Японии подданство и гражданство – равнозначны.

В государствах Арабского Востока и в Африке термин «подданство» имеет прямое значение. Подданный обязан быть лично верен монарху, нарушение обязанностей сурово наказывается.

В современном мире под данным термином во многом подразумеваются члены королевских семей, например, в Великобритании, Дании.

В Монако определение «подданный» – любой человек, получивший данный статус в этом государстве.

Большинство населения в других странах составляют граждане.

Гражданство и подданство: в чем разница?

Самое главное различие этих двух понятий в типах государств, где они используются. Гражданин принадлежит к демократическому государству, а подданный – монархическому.

В чем еще отличие гражданства от подданства?

Первое понятие подразумевает быть верным монарху, не получая ничего взамен. Кроме того, в монархическом государстве подданные не могут властвовать в своей стране, тогда как сограждане – один из органов власти в государстве.

Правовой статус

Статус гражданина наделяет его правами и привилегиями, записанными в Конституции. К таким правам относятся: право на жизнь, на защиту государством его чести и достоинства, на неприкосновенность имущества.

Обязанности гражданина как лица государства: платить налоги, защита Родины.

Права и обязанности

Права гражданина Российской Федерации следующие:

  • право на жизнь, свободу, признание достоинства;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • свобода вероисповедания, мыслей и убеждений;
  • свобода слова,
  • на доступ к ресурсам;
  • охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • на образование;
  • социальное обеспечение и так далее.

Обязанности гражданина в демократическом государстве:

  • уважать права и свободы других лиц;
  • платить налоги и сборы;
  • заботиться о своих родственниках;
  • охранять окружающую среду;
  • сохранять историческое культурное наследие России и так далее.

Рассмотрим права подданных на примере государства Монако. Эти льготы предоставляются после 10 лет проживания в Монако.

  1. Отсутствие подоходного налога.
  2. Льготы в сфере бизнеса.
  3. Возможность посетить около 160 стран без визы, а также проживать и трудиться в любой из стран Европы.
  4. Бесплатное образование в лучших европейских учреждениях.

В Японии Конституция придает большое значение равноправию граждан. У подданных или иначе граждан есть права на равенство перед законом, недопустима дискриминация, рабство, принудительный труд, провозглашается равноправие полов, ликвидируются дворянские титулы.

Какие еще права есть у японских подданных? Право на труд, право на образование в соответствии со своими способностями, свободу научной деятельности. А также жизнь, свободу совести, неприкосновенность личности и жилища и так далее.

Заключение

Как видите, гражданство и подданство – разные определения. Они имеют разные оттенки в разных государствах. Каждый статус имеет ряд преимуществ и в то же время ограничений, как и типы правления, к которым они относятся.

Подданство и гражданство: детальный разбор отличий понятий и прав

Разобраться с некоторыми терминами самому порой бывает довольно сложно в силу внешнего сходства понятий и незнания юридических нюансов. По этой причине нередким является вопрос, существует ли отличие между подданством и гражданством. Решение этой дилеммы в наши дни лежит, скорее, в исторической плоскости, но уметь отличать одно от другого все же нелишне.

О чем говорит словарь

Даже неопытному обывателю понятно, что оба термина имеют некоторое семантическое сходство. Оба они подразумевают принадлежность гражданина к какому-то государству. Но взаимозаменяемость их не будет считаться ошибкой, только если использовать данные слова в бытовом обиходе. В правовом аспекте и в официальных документах это является недопустимой оплошностью и юридической безграмотностью.

Отличить гражданство от подданства можно по определению. Первое – это некая взаимосвязь индивида и страны как государственного образования. Данные отношения подразумевает определенный набор прав и обязанностей для обеих сторон по отношению их друг к другу.

Сам термин «подданство» возник гораздо раньше, еще в эпоху монархического строя большинства держав. В данном случае связь можно назвать однобокой, поскольку установлена она между индивидом и монархом – единоличным правителем государства, а не между личностью и страной.

Важно при этом знать, что такое различие между двумя понятиями обусловлено особенностями исключительно русского языка, поскольку в других странах оба они звучат одинаково и провести между ними грань можно только из контекста.

Сходства и отличия

Если рассмотреть соотношение понятий гражданства и подданства в историческом аспекте, то можно сказать, что второе стало прародителем, основой первого, ведь возникло оно за много веков до его появления. В давние времена ввиду неразвитости института гражданской принадлежности подданство присваивалось исходя из места жительства. Это обусловило тот факт, что связь между монархом и его подданным, скорее, обусловлена историческим и культурным аспектом, а вот в случае с гражданством закреплена юридически.

Сегодня называться подданными могут только жители монархических держав, в которых правят королевские семьи. Жители Российской Федерации в последний раз носили такой статус в эпоху Российской Империи.

Выделим ключевые критерии, которые позволят провести грань между двумя терминами:

  • принадлежность государству или его главе;
  • структура прав и обязанностей. Важно: гражданство подразумевает, что все участники отношений наделены обязанностями, а вот подданство предписывает отдавать некий долг своему монарху только жителям страны;
  • возможность власти реализовывать свое право, ведь граждане являются главным ее органом, а вот подданные наделены минимальным правовым статусом.

Таким образом, использовать термин «подданство» применительно к жителям стран, в которых монархический строй давно упразднен, будет некорректным.

Права граждан и подданных

Отличие подданства от гражданства можно рассмотреть и в разрезе прав, которыми наделены носители данных статусов. Граждане наделены более широкими и перспективными привилегиями. Их права, обязанности и свободы регулируются конституцией, что подкрепляется различного рода политическими, экономическими, социальными гарантиями.

Еще одно отличие гражданства от подданства – возможность подразделить граждан на две категории:

  • урожденные, которые получают данный статус автоматически;
  • натурализованные, прошедшие длительный период интеграции в местное общество и подтвердившие свое намерение жить, трудиться и развиваться в определенном государстве.

Более подробную информацию о смене гражданства можно узнать из статьи “Как выглядит процедура смены гражданства“.

На современной карте мира сегодня только 6 государств имеют абсолютную светскую монархию; еще в трех глава государства является и главой церкви – это монархии теократические.

В большинстве современных монархических стран (порядка 20) власть главы государства ограничена наличием конституции и/или парламента, и подданные, безусловно, имеют право и возможности влиять на политический строй и социальную жизнь; в таких государствах вполне гармонично уживаются институты гражданства, и подданства. Это значит, что в силу монархического строя, с одной стороны, жители считаются подданными, с другой – между ними и государством все же существует юридическая связь, что выражается, к примеру, в наличии паспорта.

Читайте также:
Рабочая виза в Италию для россиян в 2022 году: как получить быстро и самостоятельно
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: