Как я перестал бояться летать или как побороть аэрофобию

Победить аэрофобию

Интервью в программе “Утро с губернией” 6TV

В современном мире полеты на самолете – дело совершенно обычное. И, тем не менее, боязнью полетов в той или иной степени страдает четверть взрослых россиян. А это значит, что около 16-ти миллионов человек либо буквально преодолевают себя, чтобы подняться на борт самолета и испытывают в полете серьезнейший психологический дискомфорт, и даже физическое недомогание, либо же вовсе отказываются от полетов. С одной стороны, самолеты, по статистике, являются самым безопасным транспортом. Ученые подсчитали, вероятность погибнуть, будучи авиапассажиром, составляет 1 на полмиллиона. Сравните эти данные с автокатастрофами, которые ежедневно происходят на дорогах. Так вот, вероятность благополучного приземления вашего самолета равна 99,99%. Неплохо, не правда ли? Есть даже шутка, что самое опасное в авиапутешествии – это дорога до аэропорта. И, несмотря на все эти доводы, огромное количество людей страдает от страха полета. И чаще всего страх этот необъясним. Специалисты Общества Транспортной и Авиационной Медицины заверяют, аэрофобия в некотором смысле ественна – ведь летать человеку несвойственно от природы. Но с ней можно справиться в 92% случаев.

Аэрофобия, как в принципе и другие фобии и неврозы – это болезнь вдумчивых людей с высоким интеллектом. Давайте разберемся с тем что такое страхи и чем они отличаются от фобий. Страхи реальные – это обычные, совершенно нормальные эмоциональные страхи. Трудно установить границу между физиологическим и патологическим страхом. О патологии можно говорить тогда, когда страх становится постоянным и так сильно овладевает нашими эмоциями, что мешает повседневной жизни. Как правило, фобии не имеют какой-либо определенной причины и не относятся к какой-нибудь конкретной ситуации. В какой-то момент человек начинает испытывать беспокойство, появляется ощущение, что ему что-то угрожает, но он не может определить, что именно. Человек боится за себя, за семью, за родину, а иногда за весь мир.

Существуют специфические критерии разграничения страха и фобии. Вообще вспоминается старая добрая психиатрическая байка о том, что выраженная норма – это уже патология.

1 Критерий – иррациональность страха, несвязанность его с реальным положением вещей, местности, событий и ситуаций.

2 Критерий – сопутствуюящая дезадаптация человека, испытующего подобное состояние, она обычно длительна – от 2х недель до полугода или адже нескольких лет и проявляется как психическими, так и сомато-вегетативными симптомами.

3 Критерий – постоянное избегание ситуации или предмета фобии, ограничение себя в передвижении и любом другом соицально-важном функционировании.

С одной стороны, аэрофобия, как и любой человеческий страх, вызванный инстинктом самосохранения — вполне естественное явление, но с другой, когда боязнь летать переходит границы разумного, с этим нужно бороться. Поскольку для человека полеты не свойственны от природы, то он этого опасается, испытывает волнение перед полетом, хотя по большому счету такое состояние назвать научным термином «аэрофобия» нельзя. Другое дело, когда в момент обострения боязни начинают происходить не только психические, но и физические изменения в организме человека — одышка, головокружение, учащенное сердцебиение, вплоть до обморока. В этом случае должно проводиться комплексное лечение аэрофобии.

Наибольший страх аэрофобы испытывают во время взлета и посадки. Именно в эти моменты самолет, а вместе с ним и пассажиры, испытывают самые серьезные перегрузки. Любой незначительный скрежет или встряска, наклон самолета или турбулентный поток способен вызвать у подверженного аэрофобии человека приступ панической атаки. Ведь все время до этого аэрофоб находился в состоянии тревожного ожидания, нервного перенапряжения, перед его глазами проплывали картины страшных катастроф. Еще больше аэрофобия обостряется на фоне стрессовых ситуаций, сложных жизненных испытаний, депрессии или усталости. Кто-то боится, что самолет сломается во время полета и начнет падать или попадет в сильную грозу и в него ударит молния. Кто-то опасается за собственное здоровье, ведь самолет — закрытая территория, и врачи и помощь находятся далеко внизу.

Клинически протекание фобии ознаменуется не перед самой посадкой в самолет, а намного раньше. Уже за несколько дней до указанного в билете времени человек становится раздражительным и нервным, может начать страдать бессонницей или кошмарами, связанными с ожиданием полета. Некоторые аэрофобы начинают отыскивать информацию о типе того самолета, на котором им предстоит полет, изучать статистику его катастроф и поломок. Во время самого полета аэрофобы не могут расслабиться, испытывают сильное мышечное и нервное напряжение, принимают алкоголь, прислушиваются ко всем шумам, присматриваются к поведению экипажа, соседей по салону, считают минуты до посадки. Сильная турбулентность или воздушные ямы легко вызывают у людей, страдающих аэрофобией, приступы паники, сбои дыхания, дрожь в конечностях и сильное сердцебиение, но и после того как самолет приземлится им еще долго не удается успокоиться. У некоторых людей аэрофобия настолько сильно выражена, что они могут запросто отказаться от путешествия или выгодной работы, если они связаны с регулярными полетами на самолетах.

Причин аэрофобии множество, при этом одна из редчайших связана именно с пережитой катастрофой либо клиентом, либо одним из близких, и тогда она развивается в структуре постравматического стрессового расстройства. Есть более частые причины и они в большей степени связаны с протеканием у человека первично-возникшей паники или уже сформированного панического расстройства, то есть представьте у человека во время взлета возникает приступ паники, усиленный перегрузками, а также страхом смерти и это закрепляется ситуацией и окружением человека. Могу сказать, что в клинической практике это идин из самых частых вариантов развития аэрофобии. Также аэрофобия присутствует в структуре других фобий, и тогда мы можем говорить о генерализованной тревожной реакции человека с массой фобий. Либо аэрофобия развивается просто как изолированная фобия у очень тревожно-мнительного человека, с богатым воображением и повышенной чувствительностью к стрессам. Также аэрофобия частый спутник (как в приципе и другие фобии) обычной человеческой депрессии. Это далеко не полный список возможных причин развития патологического, навязчивого страха полетов. И в лечении очень важно определится как раз с тем, что явилось первопричиной развития аэрофобии, поскольку в дальнейшем это скажется на характере лечения и прогнозе.

Читайте также:
Реквизиты оплаты госпошлины за замену паспорта (смена) - в 2022 году, документы, квитанция, счёт в рублях, платёж, нужные данные

Психотерапия и лечение аэрофобии

Аэрофобия — это серьезное расстройство, которое может нанести урон психическому и физическому здоровью. Поэтому боязнь самолетов необходимо пытаться преодолевать, особенно, если летать приходится часто. Что можно сделать?

1. Во-первых, не стоит опаздывать на регистрацию и посадку. Переживая за то, как бы успеть, человек тем самым готовит весьма плодородную почву для своих страхов, испытывая так называемую упреждающую тревогу. К тому же пребывание в стерильной зоне аэропорта — это та зона, в которую пускают пассажиров, прошедших паспортный и таможенный контроль, а также проверку безопасности — поможет вам расслабиться и настроиться на нужную волну. Посмотрите на взлетное поле — самолеты взлетают и садятся каждую минуту, они почти ничем не отличаются от автобусов. Подумайте о воздушном транспорте как о рутине, и, возможно, аэрофобия начнет сдавать свои позиции.

2. Во-вторых, стоит заранее позаботиться о том, чтоб внешние факторы раздражения касались вас как можно меньше. Например, попросите место ближе к началу самолета, где меньше ощущается турбулентность и ниже уровень шумов.
3. В-третьих, такое популярное в народе «успокоительное» средство как алкоголь вряд ли может помочь справиться с аэрофобией, если вообще не усугубит ситуацию. Лучше пить больше воды, а ещё лучше — томатный сок. Во время перелета организм испытывает обезвоживание, что является дополнительным стрессом, который «подстегивает» аэрофобию. Томатный сок хорошо удерживает влагу в организме и кроме того не меняет свой вкус на большой высоте. Кстати, по статистике большинство пассажиров из предложенных напитков выбирают именно его. К тому же во время полета, отдавайте предпочтение белковой и углевожной пище, а также пище с большим содержанием сахара, учитывая энергетические затраты на стресс.

4. В-четвертых, не нужно молча сидеть, переживая свой страх: побеседуйте с соседом, найдите общую тему для разговора, поделитесь своими волнениями и услышите обязательные слова поддержки.

5. Если почувствовали, что паника вот-вот подступит, начните дышать глубоко и медленно, освободите горло от стягивающего воротника или аксессуаров, отрегулируйте и направьте в свою сторону прохладный воздух кондиционера, попытайтесь отвлечься, подумав о чем-то приятном. Для этого приложите к животу ладонь, старайтесь чувствовать дыхание, именно диафрагмальное, то есть дыхание животом. Делайте глубокий вдох, затем задержка и длинный выдох, такая дыхательная техника сможет успокоить ваш пульс, и тогда чувство паники отступит.

6. При чувстве паники иногда полезней напрячь все мышцы, задержать дыхание на вдохе и оставаться в этом состоянии примерно около минуты. После чего резко расслабить мышцы и глубоко выдохнуть. Упражнение можно повторять до исчезновения напряжения в теле.

7. Павлов в своих трудах, часто указывал, что фобия нейрофизиологически это определенный участок мозга с низко-интенсивным возбуждением, если по русски, то это страх который просто не прожили до конца и при ситуациях стресса, а также попаданию в саму ситуацию страха – возбуждение участка мозга моментально усиливается, рождая ощущение паники. Поэтом часто клиентам рекомендуют понаблюдать свое состояние во время полета – и если возникает чувство паники – попробовать усиливать его, наблюдать, усиливать, снова наблюдать, и снова усиливать, про себя говоря “А посмотрим, что будет дальше”, “А могу ли я еще сильнее бояться”. Этот метод работы со страхом в психотерапии именуется парадоксальной интенцией, то есть не избеганием ситуации страха, а как раз поворотом к этом страху лицом, посыл парадоксальной интенции следующий (и он не подвергается сомнению, поскольку это абсолютная правда) – методики избегания страха формируют почву как раз для его формирования, а если клиент сможет его усилить сознательно и поймет, что не умер, ничего не разрушилось, значит он получит доступ к контролю своего состояния, а то, что мы можем контролировать – патологией и неврозом назвать уже нельзя))) К тому же пациенты с паническим расстройством в практике – одни из самых здоровых людей, они никогда не страдают сердечно-сосудистыми расстройствами, поскольку их постоянная жизнь это тренировка сердечной мышцы под воздействием паники.

8. Можно представить свой страх в виде образа или предмета, а потом. уничтожить его! Произойдет так называемая визуализация фобии. Каждый человек способен найти конкретный образ, наиболее подходящий именно ему.

9. Собираясь в полет, нужно надеть свободную, не стесняющую движений одежду. Во время полета хорошенько поешьте – пища повысит уровень сахара в крови и снимет излишнюю тревогу. Жвачка также поможет справиться с напряжением.

10. Овладеть техникой остановки мыслей, она часто предлагается клиентом для решения вопросов лечения фобических состояний и состоит из этапов визуализации мыслей о фобии, их выделении на фоне общих мыслей и постепенной фокусировкой на них с полудующим восклицанием “Хватит”, “Стоп”, такие тренировки при постоянной практике позволяют клиенту сформировать условный рефлекс остановки мыслей о фобии.

Читайте также:
15 лучших индивидуальных гидов в Праге - экскурсии на русском языке, цены 2022, отзывы

Профессиональная же помощь может включать в себя несколько этапов.

Первый – индивидуальный подбор медикаментов, если состояние и степень тяжести аэрофобии довольно выражено, или выражена причина формирования фобии. Такой подход гарантирует эффективность и безопасность лекарств.

Второй – корригирующая психотерапия, в ходе которой психолог или психотерапевт в подробной беседе с пациентом находит причины его аэрофобии и с помощью специальных психологических техник устраняет их. Ведь люди опасаются летать по разным причинам: кто-то боится технической неисправности самолета, кто-то – террористов, другие – что в полете что-то произойдет с их здоровьем… Найти главную причину иррационального страха – половина успеха в лечении фобии, вот поэтому эффективность групповых сеансов на порядок ниже, чем сеансов индивидуальных. Чаще всего это индивидуальная психотерапия в совокупности с медикаментозным лечением или без него.

И, наконец третий это использование в лечении и коррекции методов нейро-физиологической реабилитации – использование приборов биологической обратной связи, систем дополненной реальности, виртуальной реальности.

Как я перестал бояться летать или как побороть аэрофобию

Наверняка многие из вас волнуются перед полетом. По статистике, более 80% людей так или иначе боится летать или испытывает неприятные ощущения во время полета. А по данным ученых, 15% взрослого населения планеты страдает аэрофобией.

Большинство признаков аэрофобии я нашел и у себя. Во время полета я нервничаю, у меня учащенное дыхание, повышенное сердцебиение, ладошки потеют, волнуюсь при изменении звуков в двигателе или в системе кондиционирования самолета, боюсь ходить по салону, а в воображении то и дело всплывают картинки авиакатастроф, а один раз в Индии я даже хотел выйти из самолета и поехать до Омска на поезде. Наверняка все те, кто боится летать, испытывают похожие чувства при полетах. Но мы уже не представляем свою жизнь без самолетов, поэтому с аэрофобией нужно бороться, и ниже я расскажу вам, как я борюсь с боязнью летать.

Подготовка к полету

1. При покупке авиабилетов выбирайте перелеты на новых больших самолетах только проверенными надежными авиакомпаниями из развитых стран. Когда я лечу на надежном новом самолете, который не трясет, чувствую себя гораздо лучше. Также мне больше нравится летать на Аэробусах: из-за того что крейсерская скорость Аэробусов ниже чем у Боингов того же класса, то трясет их меньше. Желательно выбирайте прямой перелет без пересадок.

2. За пару дней до полета не читайте плохие новости, особенно про аварии и авиакатастрофы.

3. Перед перелетом необходимо хорошо выспаться и прогуляться, а утром сделать зарядку. Вообще за неделю перед полетом занимайтесь только позитивными делами, обязательно нагрузите тело физическими нагрузками.

4. Обязательно возьмите с собой успокоительное, у стюардесс в аптечке обычно есть только валерьянка, а мне, например, помогает только сильное лекарство Атаракс. Обязательно возьмите с собой влажные салфетки и леденцы.

5. Приезжайте в аэропорт заранее, чтобы не нервничать лишний раз насчет насчет того, успеете ли вы на рейс или нет. Можете даже приехать в аэропорт за несколько дней до полета, побродить по терминалам, поглядеть как выглядит аэропорт, так сказать, попривыкнуть.

6. При регистрации выберите места в начале или в середине самолета, в хвостовой части самолета тряска ощущается сильнее, особенно во время турбулентности.

Во время полета

1. Во время полета лучше всего есть, во время еды приходит успокоение. Я предпочитаю легкую еду без жиров. Чем дольше вы заняты едой, тем меньше думаете о полете. Кроме еды, естественно, пейте побольше жидкости.

2. Разговоры, особенно с незнакомыми людьми хорошо помогают отвлечься, поболтайте о путешествиях, о заморских вкусностях, о машинах, т.е. о все том, что приносит положительные эмоции.

3. Спите во время полета. Вообще если я очень устал, то могу заснуть и даже не заметить взлет, один раз летел на ушатанном ТУ-204, но до этого не спал 2 дня, так я заснул перед взлетом и проспал 3 часа полета, так что сон очень помогает пережить страх полета.

4. Также во время полета слушайте музыку. Для прослушивания музыки я пользуюсь мягкими накладными наушниками Сони, которые не пропускают внешние звуки,а, значит, я не слышу, как меняются звуки двигателя и системы кондиционирования. Музыку можно заменить чтением журналов или игрой в компьютерные игры, благо, планшеты и смартфоны уже есть у каждого.

5. Во время полета делайте разминку, разомните суставы рук, ноги, спину, шею, плечи, сделайте сидячую зарядку. Ваши мышцы заработают, и нервы чуточку расслабятся.

Помните, что нахождение в замкнутом пространстве долгое время и ничегонеделание вызывают чувство страха и беспокойство, поэтому нужно чем-то заняться. Поэтому во время полета читайте, делайте разминку, спите, ешьте, главное, не думайте о полете. ))

Что ещё может помочь побороть страх во время полетов?

1. Для себя я понял, что нужно изучить строение самолета. Если вы узнаете и поймете строение самолета, то не будете с боязнью смотреть на самолет и спрашивать: Почему самолет так резко взлетает? Почему крыло выглядит странно и некоторые его части шевелятся? Зачем нужно пристегиваться во время полета? Почему самолет так быстро поворачивает, и мы видим кабину пилотов?

Читайте также:
Памятники и мемориалы Бельгии

Чем больше вы будете знать о самолете, тем спокойнее вы будете себя ощущать в нем. Например, все важные части самолета дублированы несколько раз, даже если что-то откажет в самолете, то это не повлияет на безопасность самолета, а самолет может благополучно приземлиться даже без работающих двигателей, а закрылки самолета должны двигаться, чтобы самолет мог взлететь и набрать высоту.

2. Турбулентность. Больше всего мы испытываем страх во время турбулентности. Поэтому почитайте информацию о турбулентности и узнайте, что из-за неё не был потерян ни один коммерческий авиалайнер. А 99% людей, которые пострадали и получили травмы во время турбулентности, просто не были пристегнуты.

3. Посмотрите серию передач Расследования авиакатастроф (Air Crash Investigation) от канала National Geographic. После просмотра этих видео я понял, что самолет очень надежная штука и очень редко из-за стечения обстоятельств (обычно нескольких технических неисправностей и низкой квалификации пилота) происходит авиакатастрофа. Передача насыщена техническими подробностями, объяснениями строения самолетов, рассказами о том, что с каждым годом улучшается безопасность полетов, и авиакомпаниям попросту невыгодно, если многомиллионная машина разобьётся. И помните, что по статистике, вероятность того, что вы погибнете в авиакатастрофе равняется 1 к 11 миллионам, вероятность того, что вас раздавит автомобиль – 1 к 5000.

Что нельзя делать во время полета?

1. Не пейте кофе.

2. Не летайте в узкой одежде, штаны с ремнем лучше немного расстегивать, чтобы не сдавливать тело.

3. Не следует садиться у иллюминатора, выберите место у прохода.

Надеюсь, мой рассказ о том, как я боролся со страхами полетов, поможет вам легче пережить страх перелетов. ))

Аэрофобия: Что Это? (Как Победить Страх Авиаперелетов)

Что такое аэрофобия? Это боязнь полётов. Причём не просто боязнь, а панический, иррациональный страх перед путешествиями на самолёте.

Казалось бы, всем известно, что самолёты являются самым безопасным видом транспорта. По статистике ВОЗ на 2022 год шанс попасть в ДТП со смертельным исходом у каждого из нас в 100 раз выше, чем вероятность стать жертвой авиакатастрофы. Но все эти факты просто вылетают из головы, как только аэрофоб приближается к трапу. Остаётся только дрожь в коленях и паника в глазах. С чем же связан такой жуткий страх перед авиаперелётами? Можно ли его лечить и как быстро побороть свою фобию?

Что такое аэрофобия?

Аэрофобия — это страх перед самолётами и полётами. Вообще, термин «аэрофобия» включает в себя страх перед полётами на любых летательных средствах, а для страха исключительно перед самолётами существует отдельный термин – авиафобия. Однако чаще всего употребляется именно слово «аэрофобия», так как оно объединяет в себе все фобии, касающиеся полётов.

Как и любая фобия, аэрофобия считается психическим расстройством. Поэтому для того, чтобы избавиться от этого недуга, большинство людей обращается к специалистам – психологам и психотерапевтам. Но это не значит, что страх летать на самолёте нельзя побороть самостоятельно. Здесь речь идёт скорее о скорости и комфорте лечения, а не о его эффективности в целом.

Разбирая вопрос, что такое аэрофобия, нельзя не рассказать о таком явлении, как навязчивый страх. Это совершенно иное, намного более тяжёлое психическое расстройство. Понять, от чего же вы страдаете, несложно. Если страх возникает непосредственно перед посадкой в самолёт, значит, это фобия. А вот паника при одной мысли о самолётах и всём, что с ними связано, является признаком навязчивого страха. В последнем случае лечить расстройство можно только под контролем врача.

Аэрофобы всячески стараются избегать полётов, что приносит в их жизнь массу неудобств. Например, при поездке в отпуск приходится выбирать места, до которых можно добраться на машине или поезде. Это автоматически исключает из списка курортов тропические острова и другие локации, до которых сложно добраться другим транспортом.

Неудобства, связанные с фобией, мешают аэрофобам не только отдыхать, но и летать работать за границу, ездить в командировки. Поэтому даже тем, кто летает очень редко, стоит задуматься над тем, как избавиться от этого недуга.

Что вызывает аэрофобию?

Любая фобия возникает по ряду индивидуальных причин, отличающихся у каждого человека. Опрос тысяч аэрофобов позволил проанализировать эти причины и назвать пять самых распространённых из них.

В соответствии с исследованиями, проведёнными компанией Boeing и психологом Гердом Гигеренцером из Института развития человеческого потенциала Макса Планка, самые распространённые причины аэрофобии:

    Осведомлённость о произошедших недавно авиакатастрофах и их причинах; Неудачный опыт полётов (попадание в зону повышенной турбулентности, жёсткая посадка, агрессивные пассажиры и т. д.); Боязнь оказаться без медицинской помощи во время полёта (особенно часто проявляется у людей с обострёнными хроническими заболеваниями – сердечной недостаточностью, язвой, сахарным диабетом); Наличие других фобий и прочих психических расстройств, усугубляющих страх полёта на самолёте; Недоверие к профессионализму членов экипажа, связанное с профессиональной деформацией или предрассудками (например, если пилот – женщина).

Кроме перечисленных причин, стоит также упомянуть особенности характера и генетических предрасположенностей аэрофобов. Исследователями было замечено, что склонность к развитию фобий есть у тех людей, чьи родственники страдали или страдают от тревожных расстройств.

Читайте также:
Как выгодно забронировать авиабилеты на рейс Wizz Air

Замечено, что страх перед полётами возникает у людей мнительных, неуверенных себе и легко поддающихся панике. В их случае нужно избавляться не от самой фобии, а от её причин, то есть обратиться к психотерапевту и заняться лечением своих психотравм.

Симптомы аэрофобии

Боязнь полётов на самолёте чаще всего возникает внезапно. Человек покупает билет, радуется предстоящему путешествию, строит планы. И тут, внезапно, его одолевает страх. Сначала он проявляется в виде лёгкого беспокойства. Возникают мысли о том, что с самолётом может что-то случиться. Особенно тревожно тем людям, которые узнали о недавней авиакатастрофе незадолго перед полётом.

По мере приближения даты вылета беспокойство перерастает в постоянную тревогу. Многие аэрофобы жалуются на кошмары перед предстоящем полётом. На фоне этого развивается депрессия либо просто ощущается хроническая усталость.

Отчётливый страх, перерастающий в панику, появляется уже в аэропорту. Аэрофобы с наиболее слабой нервной системой, спешат обменять билеты и отменить поездку. Более сильные духом люди ищут альтернативные способы заглушить тревогу. Они пьют успокоительные препараты, медитируют либо просто напиваются до состояния глубокого алкогольного опьянения.

Если описывать симптомы аэрофобии с научной точки зрения, их следует разделить на две группы. В первую группу входят вегетативные, то есть физиологические симптомы:

    Тошнота; Бледность; Головная боль; Приступы удушья; Тремор (дрожащие руки); Обильное потоотделение; Учащённое сердцебиение и дыхание.

В некоторых случаях аэрофобы испытывают боль в груди, похожую на сердечную боль, либо чувствуют частые позывы к мочеиспусканию.

Вторая группа симптомов аэрофобии включает в себя всё, что даёт моральную нагрузку на психику. К таким психическим симптомам относятся:

    Кошмары; Беспокойство; Раздражительность; Снижение концентрации внимания.

На фоне этих ощущений чаще всего формируется хроническая усталость и депрессия. Особенно сложно приходится тем людям, которые вынуждены часто летать либо страдают от запущенных форм расстройства.

Виды и стадии аэрофобии

Для того чтобы определиться с курсом лечения заболевания, нужно выявить его причины и понять, насколько всё серьёзно. Это касается любых болезней, в том числе психических расстройств.

Сочетанная аэрофобия представляет собой страх авиаперелётов, возникший из-за наличия у человека сопутствующих обсессивно-компульсивных расстройств. Помните о причинах аэрофобии, перечисленных выше? Сочетанная аэрофобия часто проявляется у людей с тревожным расстройством личности, неврозами, мнительным характером или просто истероидным типом личности. То есть, проще говоря, у большинства аэрофобов.

Независимо от вида фобии, она развивается одинаково у всех аэрофобов. Сначала появляется тревога, которую многие объясняют как «плохое предчувствие» или «интуицию». Немногим позже воображение начинает рисовать тревожные картины печального будущего – падающего или горящего самолёта, кричащих людей и т. д. Многие люди вспоминают кадры из фильмов об авиакатастрофах.

После описанных первых двух стадий развития аэрофобии фобия окончательно формируется. На этом этапе человек уже полностью подчиняется возникшему психическому расстройству, прямо и косвенно стараясь избегать полётов. Если же он всё-таки попадает в салон авиалайнера, наступает четвёртая стадия – паника.

Есть несколько проверенных способов борьбы с аэрофобией, которые помогут самостоятельно преодолеть свой страх перед полётами.

7 советов психолога, как не бояться летать на самолёте

Совет №1. Покупайте билеты на самые комфортные места.

На сайте авиакомпаний всегда можно найти схемы расположения кресел в самолёте. В вашу задачу входит приобрести билет на место, которое находится возле крыльев либо в передней части самолёта. Именно там полёт проходит с наибольшим комфортом.

При выборе места важно учитывать индивидуальные параметры своего тела. Полным и высоким людям комфортнее всего располагаться там, где есть простор для движений, то есть в первом ряду кресел.

Худший вариант – это места в хвостовой части. Там чувствительные люди сильнее всего ощущают тряску и развороты авиалайнера. Некоторых аэрофобов в этой части салона даже укачивает. Поэтому по возможности стоит избегать покупки билетов на такие места.

Совет №2. Избегайте дополнительных стрессов.

Предстоящий полёт – это уже достаточно сильный фактор тревоги. Не стоит усугублять своё состояние переживаниями по другим поводам.

Для начала подготовьтесь к полёту заранее. Соберите вещи и документы, сфотографируйте их на телефон. Это поможет быстро проверить, всё ли вы взяли, в случае возникновения сомнений. Если есть возможность взять с собой минимальное количество багажа, постарайтесь обойтись ручной кладью. Это поможет избежать очередей.

В аэропорт стоит приезжать заранее, предварительно распечатав посадочные талоны и пройдя онлайн-регистрацию. Желательно отдохнуть перед поездкой, выспаться и перекусить.

Совет №3. Наденьте удобную одежду и обувь.

Даже непродолжительный полёт стоит проводить в максимальном комфорте. Поэтому говоря о том, как избавиться от аэрофобии, нельзя не упомянуть о необходимости использования удобной одежды. Всё, что может жать, натирать или другим образом причинять дискомфорт, лучше не надевать. Это касается не только тесной одежды, но и обуви, украшений, аксессуаров.

Совет №4. Сообщите о своём страхе бортпроводнику.

Не стоит стесняться своего недуга и скрывать его от стюардесс. Их обучают тому, как преодолеть аэрофобию пассажиров. Поэтому предупредив девушек заранее, можно облегчить полёт и им, и себе. В случае приступа паники они сразу поймут, что происходит, и смогут быстро помочь.

Совет №5. Старайтесь летать с опытным компаньоном либо искать эффективные способы отвлечься.

Если есть возможность, желательно летать с надёжным человеком, который не боится полётов и может помочь преодолеть страх.

Если же компаньона нет, нужно найти способ отвлечься. Учёными доказано, что в состоянии сильного интереса все негативные эмоции и ощущения притупляются. Поэтому просмотр любимого сериала, прослушивание музыки или беседа с интересным попутчиком позволят победить аэрофобию. Главное – заранее подготовить интересный контент.

Читайте также:
Базилика Сан-Марино — информация с фото и видео

Совет №6. Не злоупотребляйте седативными препаратами и алкоголем.

Многие люди считают, что нашли ответ на вопрос, как бороться с аэрофобией перед полётом. Они заранее принимают невероятное количество успокоительного либо пьют спиртные напитки. Оба варианта не полезны и даже вредны. Седативные препараты могут дать неожиданные осложнения, а алкоголь – привести к алкогольной интоксикации, то есть отравлению.

Совет №7. Пейте больше воды и делайте дыхательные практики.

Не знаете, как успокоиться перед полётом на самолёте? Для начала глубоко вдохните воздух полной грудью. Вдыхайте ртом и выдыхайте через нос, медленно и ритмично. Такая дыхательная практика помогает успокоиться. В самом самолёте желательно пить побольше воды, можно заменить на сок или негазированный напиток.

Заключение

Лечение аэрофобии необходимо в том случае, когда она находится в запущенной стадии. Фобия, перетекающая в навязчивый страх, является поводом для обращения к психотерапевту. Такой специалист поможет избавиться не только от самой фобии, но и от её причин.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

7 советов для тех, кто боится летать на самолете

Одних пугает высота и замкнутое пространство, вторых — техническое состояние воздушного судна. Третьи боятся удара молнии и турбулентности. Как бы то ни было, способы снять предполетное волнение существуют. И для этого необязательно брать с собой алкоголь или рюкзак с парашютом.

Обратитесь к статистике

Самолет — один из самых безопасных видов транспорта. Надежнее его только эскалаторы. Консультант по управлению рисками в Harvard School of Public Health Дэвид Ропейк подсчитал, что шансы попасть в авиакатастрофу равны примерно 1 к 11 млн. Для сравнения: в случае с автомобильными авариями этот показатель составляет 1 к 5 тыс. Поэтому самой опасной частью путешествия можно считать не полет, а дорогу до аэропорта. Убедиться в этом помогают специальные сайты, которые в режиме онлайн отслеживают все самолеты мира. Попробуйте понаблюдать, сколько рейсов каждый час завершается благополучно. Профессор статистики Массачусетского технологического института Арнольд Барнетт уверен, что страх перед полетами столь же надуман, как и страх перед обвалом потолка в продуктовом магазине. По его оценке, чтобы погибнуть в авиакатастрофе, нужно летать раз в день на протяжении 4 млн лет.

Узнайте, как устроен самолет

Постарайтесь узнать об авиатехнике как можно больше. Для этого необязательно погружаться в механику самолета. Достаточно изучить основы его работы и значение некоторых звуков. Например, все авиалайнеры оснащены минимум двумя двигателями, а их жизненно важные системы продублированы. Стоит произойти сбою — в работу вступают системы-двойники. Конструкция любого самолета похожа на большой планер. Если оба двигателя выходят из строя, он садится на землю как безмоторный летательный аппарат. К тому же каждый самолет проходит множество испытаний, а тщательная предполетная подготовка помогает выявлять даже самые незначительные неполадки. Небольшая турбулентность, которая вызывает у людей панику, — нормальное явление. Воздушные ямы можно сравнить с кочками на автомобильной дороге: любой самолет спроектирован с расчетом на такие нагрузки. А травмы в зоне турбулентности обычно происходят из-за непристегнутых ремней или падения с полок багажа.

Подберите правильное место

Попробуйте разобраться, что вас пугает больше всего. Если боитесь высоты, не стоит выбирать кресло рядом с иллюминатором. Страдающим клаустрофобией лучше разместиться у прохода или аварийного выхода. Это позволит беспрепятственно перемещаться по салону самолета и не тревожить соседей. К тому же там достаточно пространства, чтобы вытянуть ноги. В хвостовой части воздушного судна более ощутима турбулентность, а тележка с едой и напитками доезжает до последних рядов изрядно опустевшей. Мягкий и комфортный перелет обеспечат сиденья в середине салона. В этой зоне находится центр тяжести самолета, поэтому любые колебания чувствуются меньше. Но будьте готовы к тому, что здесь будет шумно, а крыло авиалайнера закроет вид из окна. Оптимальный вариант — первые ряды после бизнес-класса. Выбрать подходящее посадочное место можно во время онлайн-регистрации, которая чаще всего открывается за 24 часа до вылета. Второй способ — попросить понравившееся место на стойке регистрации. «Пересесть» некоторые перевозчики предлагают за отдельную плату.

Продумайте дресс-код

В самолете лучше отказаться от тесных свитеров, плотных узких джинсов, ремней и каблуков. Особенно если лететь предстоит несколько часов. Рекомендуется выбирать максимально свободную одежду из натуральных тканей. Это поможет вам расслабиться и принять любую удобную позу. Для полета отлично подойдет эластичный трикотаж или хлопок: эти ткани не стесняют движений и практически не мнутся. На протяжении пути температура на борту может меняться, поэтому одеваться лучше многослойно. Так вы в любой момент сможете контролировать свой теплообмен. В путешествии пригодятся теплые носки и небольшая подушка. Также стоит запастись маской для сна, берушами и по возможности взять с собой любимый тонкий плед. Постельные принадлежности предлагают не все авиакомпании. Если беспокоитесь за обезвоживание кожи — не забудьте захватить с собой кремы, увлажняющие маски для лица и гигиеническую помаду. Поток прохладного воздуха из вентилятора хорошо помогает предотвратить приступ паники и тошноту. Он же высушивает кожу лица и губ.

Читайте также:
Отдых на новый год 2022: куда поехать недорого и без визы

Приезжайте в аэропорт заранее

Чтобы не создавать новых поводов для тревоги, приезжать в аэропорт лучше за пару часов до посадки. К тому же в некоторых крупных аэропортах можно встретить собак-терапевтов, миниатюрных лошадей и даже поросят. Они гуляют по терминалам и помогают пассажирам успокаиваться перед полетом. Во время ожидания можно порадовать себя вкусной едой, которую вы наверняка не позволили бы себе при других обстоятельствах. Легкий перекус перед полетом даст чувство насыщения, комфорта и спокойствия. При этом не стоит пить энергетики, сладкий крепкий чай или кофе. Содержащийся в их составе кофеин усилит тревогу, а сахар повысит уровень адреналина. Тем более не рекомендуется успокаивать себя с помощью алкоголя. Он способствует обезвоживанию и лишь усугубляет страх. К тому же организм, расслабленный под действием спиртного, не способен быстро перестроиться на новый часовой пояс.

Загрузите музыку и видеоигры

Если вы купили интересную книгу или скачали новые серии любимого сериала, отложите их до предстоящего перелета. Запаситесь журналами, загрузите на планшет успокаивающую музыку или увлекательную игру. Все это позволит вам отвлечься от неприятных мыслей в небе. Не менее эффективной может стать беседа с соседями по салону. Если же вы не настроены общаться — попробуйте поработать или просто заснуть. Каждый раз, когда подступает волнение, старайтесь дышать ровно и максимально глубоко. Интенсивный кислородный обмен приведет в порядок мысли и нормализует сердечный ритм. Еще один действенный способ побороть страх — визуализировать ваше удачное приземление и последующие события. Попробуйте мысленно представить поездку в отель, на пляж или на деловую встречу. Или просто закройте глаза и подумайте о чем-то приятном. Длительный перелет — подходящее время, чтобы освоить несложную технику медитации. Сделать это будет проще, если заранее установить одно из приложений с подсказками по выполнению.

Обратитесь за помощью

Психологи советуют заранее предупреждать экипаж самолета о вашем волнении. В этом случае сотрудники авиакомпании будут к вам особенно внимательны и при необходимости успокоят. На курсах бортпроводников их учат не только обеспечивать безопасность и правильно подавать еду, но и оказывать поддержку всем пассажирам. Во время полета не стесняйтесь задавать вопросы, когда что-то вас беспокоит. Это лучше, чем следить за поведением стюардесс и делать тревожные выводы. Если ничего не помогает заглушить волнение, а путешествовать приходится часто, попробуйте разобраться со своими страхами вместе с психотерапевтом. Еще один вариант — специальные занятия по преодолению аэрофобии. Как правило, их проводят авиамеханики, действующие пилоты и авиационные психологи. Они помогут выяснить коренные причины страха и найти способы их преодоления. Такие программы могут включать занятия на тренажерах и летных симуляторах. Это полноразмерные копии реального самолета, которые имитируют разные этапы полета и активируют страхи аэрофобов. В некоторых центрах в качестве «дипломной работы» выпускников ждет настоящий авиаперелет под присмотром специалистов.

Как победить аэрофобию: истории людей и мнения профессионалов

«Афиша Daily» поговорила с людьми, у которых путешествия на самолете вызывают страх, об их ощущениях на борту и способах преодоления тревожности, а психолог и разработчик приложения для аэрофобов объяснили, чем страх отличается от фобии и как справиться с нервозным состоянием.

Истории аэрофобов

«Аэрофобия дала о себе знать после нескольких неприятных перелетов. В 9-м классе я летел с родителями чартерным рейсом из Турции в Новосибирск. В Сибири была аномально низкая температура. Самолет при подлете не смог выпустить шасси. 40 минут мы летали над аэропортом, никто ничего не объяснял, у стюардесс были бледные и испуганные лица. После этого капитан корабля сообщил, что нас отправляют на запасной аэродром, который находился в Абакане. Над Абаканом мы снова кружили какое-то время. После долгих попыток приземлиться самолет все-таки выпустил шасси. К нам подъехали аварийные службы и стали проверять двигатели. Больше половины рейса не полетело последующим рейсом в Новосибирск, люди поехали поездом. Я запомнил на всю жизнь отчетливую мысль о том, что мы все могли погибнуть. Через несколько дней после полета у меня начали седеть брови. Потом происходили другие подобные истории: то возгорание на борту, то аварийная посадка. Был случай с отваливающейся обшивкой в салоне, иногда приходилось лететь в грозу, когда за окном иллюминатора сверкают молнии. Один раз даже частично разгерметизировался аварийный люк — оттуда дико дуло, и изнутри он покрылся слоем инея.

Я изучал физику полета, читал книги на эту тему. Но сильно боялся турбулентности. Причем это иррациональный страх. Сознание отключается, начинается паническая атака, и я ничего не могу сделать с собой. Учащается дыхание, увеличивается пульс, бросает в пот. Ощущения такие, будто у тебя сердечный приступ.

Я летаю очень часто — около 4–5 раз в месяц. С этим связана моя работа. Из-за частоты всегда что-нибудь случается. Немного усиливает страхи и информация о событиях на Ближнем Востоке. Я физически ощущаю тревогу, когда пролетаю над большими водными пространствами.

Я обращался к психотерапевту, который специализируется на лечении аэрофобии. Некоторые успехи были. Но больше всего мне все равно помогает алкоголь в сочетании с успокоительными. Стюардессы часто относятся с пониманием и не делают замечаний, когда я выпиваю на борту. Мне приходится иногда объяснять, что я аэрофоб «со справкой» и что лучше дать мне выпить, чем видеть меня в неадекватном состоянии во время панической атаки. Еще перед полетом я стараюсь покурить, чтобы снять стресс. Когда я лечу с человеком, который боится полета еще больше меня, я чувствую себя увереннее, могу начать успокаивать встревоженного пассажира. Однажды практически откачивал незнакомую девушку, которая сидела в кресле рядом.

Читайте также:
Достопримечательности Плеса с описанием и фото - куда сходить и что посмотреть самостоятельно, советы по пребыванию, туристическая карта

Неплохо помогает дыхательная гимнастика. В стрессовых ситуациях 10 глубоких вдохов и выдохов могут снять напряжение и нервозность. Кстати, любопытно, что аэрофобия немного уменьшилась после рождения сына. Мне кажется, что я оставил потомство, теперь не стоит так бояться смерти: выполнил свой долг, продолжил род».

«Впервые я оказалась на борту уже взрослой — летела на стажировку в Голландию.
Раньше путешествовала только на поезде или на машине. У меня не было представления о том, что происходит во время полета. Когда самолет начал разгоняться, я вцепилась в кресло. Кроме того, мы летели как раз тогда, когда в Исландии было сильное извержение вулкана. Буквально за день до нашего полета аэропорт Амстердама начал принимать рейсы, до этого летать было слишком опасно из-за смога. Было жутковатое предчувствие, что мы попадем в облако пепла и не долетим.

После аэрофобия стала проявляться постоянно. Из-за боязни летать я решила посоветоваться с друзьями, лучше узнать технические стороны и особенности полета. Мне объяснили, что самолет устроен таким образом, что вероятность падения из-за неисправности ничтожно мала. Шутили, что даже разваливающийся самолет все равно как-то долетит. Я перестала бояться неполадок, но оказалось, что никто не исключает возможность нападения террористов или плохой погоды.

До полета я обычно ощущаю небольшую нервозность, но это терпимо. Все самое неприятное начинается во время взлета, еще меня очень пугает турбулентность. Хотя я знаю, что это временная тряска, у меня начинается паника, я бледнею, цепляюсь за кресло. Появляются мысли о том, что все плохо закончится, сомнения, приземлимся ли мы. Напряжение обычно длится в течение всего полета. Мне становится легче, когда самолет начинает выходить на посадку. Я думаю, что раз долетели до аэропорта, то точно уже ничего плохого не случится. Больше всего меня пугает ощущение бесконтрольности, а еще все усиливается за счет моей клаустрофобии.

Я стараюсь справиться со страхом сама. Узнала много информации об особенностях полета, обычно выбираю авиакомпании, в истории которых меньше аварий и падений самолетов. Так у меня возникает чувство некоторой защищенности.

Когда перед вылетом происходит демонстрация правил техники безопасности, я всегда с большим вниманием слежу за показом. Некоторые пассажиры даже посмеиваются, что я придаю такое значение процедуре, которую многие считают формальностью. Также обращаю внимание на поведение стюардесс. Если они ведут себя спокойно, то тряска меня не так сильно беспокоит.

Когда я лечу с друзьями, стараюсь больше с ними общаться, чтобы отвлечься и не думать о плохом. Если я одна, то могу найти себе «жертву», с которой буду болтать во время полета, чтобы снять напряжение. Однажды попробовала выпить чуть больше вина, чтобы расслабиться. Я действительно перестала нервничать, но, когда мама с ребенком на соседних креслах стали поглядывать на меня странно из-за моей излишней болтливости и активной жестикуляции, я поняла, что выпила лишнего. После этого страшно было проходить паспортный контроль: думала, что меня могут не пустить в страну (я летела в Голландию) из-за моего состояния. С тех пор стараюсь снимать стресс другими способами».

«Самый запоминающийся случай произошел со мной в 2013 году. Тогда я поехала домой к маме в Кировскую область, а потом собиралась вернуться к мужу в Финляндию и отметить с ним Новый год. И проспала поезд, который бы довез меня до Финляндии с пересадкой. Я нашла нужный самолет, но сразу начала искать причину, чтобы не лететь. Меня ждало у дома такси, но я просто не смогла в него сесть. Мне казалось, что со мной точно на борту случится что-то ужасное. В итоге я не села в такси и пропустила самолет. Долго плакала, когда пыталась объяснить мужу, что мне помешало улететь.

Таких историй с тех пор накопилось много. Чем ближе дата полета, тем больше я начинаю переживать. Могу сдвигать даты, за что приходится доплачивать. Из-за аэрофобии я страдала и морально, и финансово. Совсем недавно мне хотелось прилететь на концерт Земфиры в Москве. Эта поездка для меня была связана с позитивными эмоциями, ожиданием встречи с близкими друзьями и выступлением любимой певицы. Но меня снова мучило желание отменить путешествие. В итоге билет на концерт пропал.

Моя аэрофобия проявляется странно. Все неприятные ощущения предшествуют полету. Когда я сажусь в самолет, то страх уходит. Понимаю, что уже некуда отступать. Как будто вытянула лотерейный билет, просто надо дождаться, что будет в конце.

Перед полетом, чтобы себя успокоить, я начинаю больше общаться с окружающими незнакомыми людьми. Во мне просыпается разговорчивость, которая мне обычно не свойственна. Могу начать болтать с пассажирами еще в очереди на регистрацию. Замечала, что если лечу с человеком, который вовсе не боится полетов, то мне становится намного легче. Я смотрю в эти глаза, полные уверенности, и не так сильно переживаю. Звоню близким, говорю, что скоро полечу на самолете, а они буднично отвечают, не пугаются, как будто это что-то опасное. Их реакция меня успокаивает.

Читайте также:
Оформление визы в США для граждан Молдовы

До сих пор обращаю внимание, что в день до отлета пытаюсь жить по полной, так, как будто это последний день в моей жизни».

Способы справиться с аэрофобией

Почему возникает аэрофобия?

«В психологии различают два состояния аэрофобии. Первое — это страх лететь на самолете, состояние тревоги, напряжения, связанное с полетами. 80% россиян испытывают из-за этого дискомфорт. Такой страх, как правило, хорошо контролируемый, не мешает повседневной жизни человека, из-за страха человек не меняет своих планов. А второе состояние — это когда у человека боязнь полетов является проявлением более глубоких тревожных переживаний, началом невроза.

Страх летать на самолетах часто провоцируется несколькими факторами. Во-первых, состояние полета является неестественным для человека, поэтому этот опыт вызывает тревогу. Во-вторых, в данной ситуации человек должен полностью положиться на другого человека (пилота), он оказывается зависим от других людей и от обстоятельств, сам не может ничего контролировать.

Такие люди, как правило, говорят о том, что если бы они смогли сами изучить строение самолета и перед полетом сами проверить его исправность, познакомиться лично с пилотом и убедиться в его профессионализме, то им было бы нестрашно лететь.

На борту изменяются границы личного пространства: много людей находится в ограниченном пространстве, каждый человек оказывается на виду. Если у человека есть неуверенность в себе, страх социальной оценки, чувствительность к нарушениям личных границ, то нахождение в самолете тоже будет вызывать тревогу.

Если страх проявляется только в чувствах, в мыслях и никак не влияет на поведение (боится, но все равно летит), человек ничего не предпринимает, чтобы избежать полета, нет выраженных соматических проявлений, то это нормальная тревога. Избавиться от нее можно любым способом, которыми человек успокаивается и в любых других ситуациях. Кого-то успокаивает общение во время полета, кто-то, наоборот, отвлекает себя музыкой, кино, сладостями.

Когда мы говорим про фобию, то здесь у человека проявляются ярко выраженные вегетативные реакции: потеют ладони, учащается сердцебиение, сковывается дыхание, меняется общее физиологическое состояние. Тело реагирует на ситуацию как на сигнал опасности. Могут возникать навязчивые мысли, когда человек прокручивает в голове варианты катастрофы (смотрит информацию о катастрофах в интернете), не может переключиться на другие дела. В этом случае человек старается избегать полетов: ездит только в те страны, в которые можно добраться на поезде, отказывается от важных командировок (которые связаны с полетом).

Такие страхи могут выражаться в панических атаках: приступах паники на борту самолета, с которыми справиться самостоятельно очень сложно. Когда мы имеем дело с невротическим страхом, то за ним часто стоят другие фобии: клаустрофобия, агорафобия, социофобия. Это не просто страх, это сигнал, что накопилось слишком много эмоционального напряжения. Как правило, это не сиюминутный стресс, который имеет место здесь и сейчас, а длительно накопленное, часто имеющее глубокие корни в прошлом опыте состояние крайнего эмоционального напряжения, скрытого глубокого внутри личностного конфликта. Часто сочетание травматического опыта в прошлом с текущим неразрешимым эмоциональным напряжением (регулярные стрессы) может привести к появлению фобий.

В каждом конкретном случае причины различны: кто-то пережил стресс, потерю близкого человека, имеет противоречивые, напряженные близкие отношения. Например, женщина зависит по жизни от властного мужчины, который полностью контролирует ее жизнь. Когда она оказывается в самолете, появляется страх зависимости от неизвестного человека. Соответственно, она будет стараться избегать самолетов (контролировать или изменить близкого она не может, а избегать самолетов может).

Страх можно регулировать: его причины человек может сам понимать и осознавать, а когда мы имеем дело с фобией, то причины человеком не осознаются. Фобия усугубляется, когда человек старается сдерживаться и не признает (не говорит), что ему страшно, боясь социального осуждения. Если во время полета человек начинает испытывать страх, о нем нужно обязательно рассказать стороннему человеку, чтобы ему помогли справиться с его эмоциональным состоянием.

Бывает, что фобия возникает как посттравматический шок, когда человек пережил реально опасную (аварийную) ситуацию во время полета».

Как избавиться от фобии?

«Лучше обратиться к врачу неврологу-вегетологу, если есть ярко выраженные изменения тела во время стресса. Если есть просто страх, то может помочь психотерапевт. Врач может назначить препараты, которые проверены временем, тогда полет пройдет совсем в другом ключе. Очень многие люди используют для успокоения алкоголь, но есть препараты, которые действую активнее и быстрее.

Врач определит, какой вид терапии наиболее эффективен в конкретном случае: медикаментозная, краткосрочная медицинская психотерапия или курс длительной работы с психологом для пересмотра и изменения отношений с собой и значимыми людьми. Медикаментозный путь дает быстрый результат, но не гарантирует, что в новой стрессовой ситуации симптом не вернется. Медицинская психотерапия позволяет справиться с самими симптомами фобии, работа с психологом меняет целостное ощущения себя.

Справиться с фобиями можно, и, конечно, это не приговор — важно найти тот путь, который подходит именно вам».

Читайте также:
Фото достопримечательностей Ростова-на-Дону (79 фото) в хорошем качестве

Как преодолеть страх полета на самолете

Как преодолеть страх полета на самолете

Я боюсь летать на самолете, как мне преодолеть страх полета на самолете.
Кто-то боится крыс, кто-то с ума сходит в лифте и вообще в замкнутом пространстве, кто-то боится плавать…

Это фобии человека — повышенная реакция, невроз вследствие какой-то ситуации, в которую человек всеми силами и средствами попадать не хочет.

— Я боюсь летать. У меня аэрофобия.

Видели в фильмах как принято знакомиться вступая в общество анонимных алкоголиков: человек осознаёт и признаётся в своём пристрастии к огненной воде. Вот так и я сейчас постараюсь разложить по полочкам эту аэрофобию и выкинуть её вместе с вами на помойку.

Время, которое нечем занять

Краткое отступление: летать на самолётах начал в совершеннолетнем возрасте.
И сразу же начал летать много: по СССР, позже за границу. И никаких страхов не испытывал.

Турбуленция на высоте забавляла, ремень безопасности все время полёта болтался не пристёгнутым.

В те времена в самолётах ещё можно было курить. Время полёта пролетало незаметно в прогулках по салону между кормёжками и знакомствами с новыми людьми.

В задней части ИЛ-86 которые возили челноков в ОАЭ был спуск вниз, почему-то там валялось колесо на котором стояли стаканчики с окурками и по полу катались пустые бутылки из под вискаря — весёлое время было.

Потом курить на борту самолетов запретили. Сначала на рейсах западных авиакомпаний, ну а потом сдался Аэрофлот.
Хочу заметить, что такой фишки как экран с фильмами и выбором музыки тогда в самолётах не было.

И вот когда курить на протяжении всего полета запретили, у меня появилось свободное время. А в свободное время когда тебя везут и от тебя ничего не зависит от нечего делать волей-неволей начинаешь прислушиваться к звукам, к вибрации и вообще начинаешь контролировать процесс движения — а вот это и есть начало страхов.

Причём боязнь моя была избирательной: я боялся взлёта, потом турбуленции во время полёта в эшелоне, а как только самолёт начинал снижение — страх улетучивался.

Я объясняю это бородатым анекдотом про Василия Ивановича с Петькой во время затяжного пряжка с парашютом: «… В.И.! До земли осталось 2 метра! Дергайте кольцо! Ты что, Петька! С русской печи не прыгал?»

Причина страха полета на самолете

Главная причина страха полета: масса свободного времени при нахождении в замкнутом пространстве и как следствие скукотища, ничегонеделание.

В это время будучи лишённым свободной коммуникации с людьми; осознанием того, что самолёт не автобус и нельзя попросить водителя остановиться чтоб размяться. А во время ночных полётов над океаном невозможность проверить привычную систему координат «земля-небо» через иллюминатор — всё это вызывает тревогу.

А далее физиологические факторы: выброс в кровь определённых гормонов, учащение пульса и как следствие — все спят как миленькие, а ты как дурак сидишь и контролируешь автопилот.

Лекарства от аэрофобии

Теперь, когда причины моего страха перед полетом найдена, остаётся найти лекарство от аэрофобии.
Этим лекарством может быть:

— Собеседник (так же не спящий в ночи) и это лучший вариант.
— Интересная книга, от которой сложно оторваться.
— Фильм с лихо закрученным сюжетом, который заставляет сопереживать героям и таким образом выключает противный приборчик контроля в голове.
— Довольно громкая музыка, которая глушит этот приборчик и его побеждает сон.
— Какое-то нейтральное занятие, позволяющее скоротать время в неудобном кресле: кормёжка на борту, развоз напитков, обработка фотографий на ноутбуке.
— Походы в туалет или за водой так же позволяют занять время в полёте.
— Интернет WiFi на борту — позволяет работать, творить и забыть обо всём.

Как уснуть на борту самолета

Второй вариант лекарства от тревоги в полете — это сон.
Если не спится, то я утомляю свой автопилот музыкой и чем ритмичнее и громче она будет — тем быстрее придёт сон.
Помочь сможет ритмичное и глубокое дыхание с паузами. Как учат на йоге.

Можно попробовать успокоительные, которые сейчас продаются в аптеках — они позиционируются специально для сна в самолёте.
Сам не пробовал, не знаю.
Но на Форуме Винского вы сможете об этом почитать.

Кто-то полагается на алкоголь, но я не хочу рекомендовать метод «напился до беспамятства и уснул». Это грозит тем кто много летает или по роду деятельности много сидит — тромбозом вен нижних конечностей.

Избавление от страха — знание как устроен самолет

Еще одна пилюля от страха полета — знание основ аэродинамики и конструктивных особенностей самолёта.

Самолёты рождены летать. Чтобы самолёт разучился летать — надо очень и очень сильно постараться.

Ну и потом — чего боятся! Вы добровольно зашли в него, доверив свою безопасность пилотам и своим страхом вы им не поможете держать штурвал.

Современные самолёты автоматизированы так, что могут сами садиться.
А то, что иногда во время полёта самолёт машет крыльями — то и птицы машут, поэтому и летают.

Лекарство от страха летать — сесть за штурвал

Последний вариант: найдите ближайший к дому аэроклуб и слетайте пассажиром на тренировочном самолёте (лучше реактивном) в то время когда лётчик будет исполнять фигуры высшего пилотажа.

Читайте также:
Орджоникидзе 2022, Крым – обзор курорта, фото, пляжи, отдых

После этого вы точно перестанете бояться летать на пассажирских самолётах, которые после табуретки покажутся вам бесшумными лимузинами.

Вы почувствуете, что прочность конструкции самолёта превосходит прочность вашего позвоночника, а турбуленция на борту пассажирского самолета — это просто детский лепет.

Летайте в бизнес классе

На дальние расстояния лучше летать первым или бизнес классом.
Там, лёжа с подушкой под головой в хороших наушниках вам будут снится приятные сны.

Но это стоит денег и тем, кто может себе это позволить моя рекомендация не нужна — итак летают.

Как побороть аэрофобию: 5 советов и 4 «звездных» приема

Британец Дэвид Боуи ради своих гастролей по Японии и России совершил подвиг, на который способен даже не каждый русский: он пересек нашу необъятную родину по Транссибирской магистрали. Правда, не все звезды обрекают себя на подобные мытарства, поскольку научились справляться со своим страхом полета.

Впрочем, позволить себе личный вагон или неспешное путешествие по всему континенту, на конце которого терпеливо ждут фанаты, могут лишь избранные аэрофобы. Аэрофоб обыкновенный не имеет таких возможностей, поэтому вынужден отказываться от командировок, коротать отпуска на российских югах или трястись, поджав ноги, в душном автобусе, собирая ямы по всем европам. И если на аэрофоба идейного, которому претит сама концепция летать там, где даже ползать нельзя, еще действует алкоголь и сон во время полета, то с аэрофобом закоренелым, с аэрофобом до мозга костей такие штучки не пройдут. «Мой рейс был вечером, но я уже с утра начал планомерно к нему готовиться, — рассказывает некий Алексей на тематическом форуме. — Алкоголя было выпито такое количество, что в аэропорт меня везли, а на паспортный контроль тащили под руки. Но стоило мне оказаться у ворот и увидеть свой самолет в окно, как все опьянение как ветром сдуло. Я моментально протрезвел и на посадку еле тащил ноги уже не от опьянения, а от страха». Мораль сей басни такова: аэрофобии, а вместе с ней и пьянству — бой!

Пора принимать меры и не быть пешеходным рабом своего страха.

1. Сперва определите масштабы катастрофы. Вдруг окажется, что у вас вовсе не фобия, а просто волнение. Оно, кстати, вполне естественно: даже пилоты нервничают перед полетом, поскольку небо – неестественная для человека среда обитания.

2. Попробуйте заглушить беспокойство голосом разума: «Мой друг-десантник помог мне справиться со страхом полетов, – рассказывает Екатерина. – Он просто сказал, что самолеты на самом деле падают очень редко, и именно поэтому каждая катастрофа становится целым событием. Если бы авиакатастроф было бы столько же, сколько аварий с участием машин, о них бы никто и не сообщал лишний раз. А ведь самолетов в небе очень много, примерно как автомобилей в одном городе».

3. Другой действенный способ – вышибать клин клином. «Года два назад я очень боялась летать: вжималась в кресло, терзая ручку весь полет, прислушивалась к звукам двигателей, всматривалась в лица стюардесс, – вспоминает Маргарита. – Но потом я стала больше путешествовать: в прошлом году, например, я совершила примерно 14 рейсов в разные концы планеты. Когда посадка в самолет стала для меня обыденным ритуалом, вроде путешествия на поезде, страх перестал мучить. Да, я все еще нервничаю перед взлетом, но на протяжении всего рейса чувствую себя почти как на земле».

4. Но это все легкие случаи, не отягощенные неприятными ситуациями, вроде тех, когда из панели над головой выпадает маска, а на лице доселе хладнокровной стюардессы читается паника. Истинную фобию увещеваниями не успокоишь, ее нужно лечить.

Говорят, что аэрофобия неизлечима, но в центре «Летаем без страха», основанном пилотом Алексеем Гервашем, утверждают, что это не так: просто к каждой причине фобии нужно подобрать свой «ключик». Такими решениями могут быть подробные лекции об устройстве самолета и механизме полета как такового, занятия на симуляторе, сеансы релаксации и навыки работы со своими мыслями.

5. Наиболее впечатляющими, конечно, кажутся занятия по ликвидации безграмотности. Наверное, потому, что пассажирам просто не рассказывают всего того, что знают пилоты (знают, и потому не боятся). Например, рядовой пассажир не знает, что ни один самолет за всю историю авиации еще не упал из-за турбулентности; не знает, что крыло отвалиться не может, потому что оно у самолета вообще одно; ни один пассажир не понимает до конца, что самолет изобретался как машина для нестандартной ситуации и в нем все устроено так, чтобы сохранять безопасность полета. Наконец, он не знает, что риск попасть в авиакатастрофу – один к десяти миллионам, и в мегаполисе у человека гораздо больше шансов погибнуть. Если бы рядовой пассажир все это знал, возможно, он больше боялся бы ездить на автобусе, чем летать на самолете.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: