Как не бояться летать на самолете – действующие советы
Обновлено: 23 Апр, 2018
Легкий физический дискомфорт и чувство тревоги при полетах на самолете время от времени испытывают практически все люди. Но если страх становится настолько сильным, что человек старается избегать полетов, испытывает неконтролируемые приступы паники и постоянно боится аварии, речь идет об аэрофобии – боязни высоты.
По данным национального общества транспортной и авиационной медицины, около 15 % взрослых людей страдают боязнью летать. Среди них есть и известные личности и те, кому по работе приходится часто летать. Прежде чем ознакомиться с советами, как не бояться летать на самолете, предлагаем вам прочитать реальную историю человека, который испытывал панический страх полетов.
Как я преодолел страх перед полетами
«Я начал летать на самолетах уже в совершеннолетнем возрасте. Мне приходилось летать по работе по СССР, а затем и по зарубежным странам. Все перелеты были недолгими: не больше трех часов. Я летал часто, время в полетах всегда проходило незаметно. Мне было совсем не страшно: я курил на борту (тогда это разрешалось), прогуливался по салону, общался с другими пассажирами. Ремнями безопасности во время полета я не пользовался, а турбулентность у меня не вызывала никакой тревоги.
Прошли годы, и курить в самолетах запретили сначала в западных авиакомпаниях, а потом и в отечественных. Тогда в самолетах еще не было возможности смотреть фильмы и выбирать музыку для прослушивания в наушниках. Поэтому у меня появилось в полете свободное время, и я не знал чем его занять. Я начал думать о том, что не могу повлиять на управление самолетом, о высоте, об авариях. Мне хотелось постоянно прислушиваться ко всем звукам, отслеживать вибрации и вообще следить за тем, как движется самолет. Вот тогда и появились первые страхи. Я осознал, что боюсь летать на самолете, но что делать с этим не знал.
Через какое-то время страх стал увеличиваться и возникать задолго до полета. Хуже всего было при взлете: я буквально вжимался в кресло, чувствовал, как у меня учащается пульс и потеют ладони, а пальцы сжимают подлокотники. Во время полета я судорожно прислушивался и паниковал при турбулентности и любых «странных» звуках. Мне было обидно, что другие пассажиры спят, а я зачем-то пытаюсь контролировать самолет. Как только самолет начинал снижаться, мой страх резко пропадал.
Чтобы справиться со страхом, я начал употреблять перед полетами алкоголь. Но это был не вариант, потому что летал я часто, а алкоголь плохо отражался на моем самочувствии. Тогда я стал работать над своей фобией, разбирать причины страха. Оказалось, что главная проблема – незанятое время во время полета и скука от нахождения в замкнутом пространстве. Я понимал, что не могу свободно говорить с людьми или выйти на остановке, чтобы размяться. Ночью вызывала тревогу темнота за иллюминатором.
Мне хотелось справиться со страхом, поэтому я много читал на тему того, как перестать бояться летать на самолете, один раз сходил к психологу. Со временем я научился управлять своими эмоциями, переключать внимание и занимать себя во время полета. Я считаю, что с этой фобией можно справиться: главное, начать как можно раньше и не запускать проблему».
Как не бояться летать на самолете: полезные советы
Не употребляйте алкоголь перед полетом. Это не успокоит вас, а приведет к обратному эффекту. Когда вы находитесь в самолете на большой высоте, в условиях сниженного давления, алкоголь очень быстро проникает в кровь и вызывает сильнейшее опьянение. Вместо расслабления вы будете ощущать беспокойство, раздражение, слабость и подавленность. К тому же злоупотребление алкоголем в полетах может привести к тромбозу нижних конечностей, а многие авиакомпании придерживаются «сухого закона».
Отдайте предпочтение успокаивающим травяным чаям или специальным успокоительным средствам. В аптеке вам посоветуют лекарства, подходящие для употребления в самолете.
Не выискивайте в интернете информацию об авиакатастрофах, не просматривайте страшные фотографии и постарайтесь настроиться позитивно. Убедиться в том, что самолет – самый безопасный транспорт, вам поможет статистика. Только представьте, что каждую секунду в воздухе находится до десяти тысяч самолетов.
Ежедневно по всем странам мира совершается больше 50 000 рейсов. За один год на самолетах пролетает больше 5 млрд пассажиров, а в катастрофах за это время погибает в среднем 300 человек. Это значит, что вероятность гибели при полете – 1 из 12 000 000. При этом только в одной Москве в авариях на дорогах погибает около 30 000 человек в год. Получается, что путешествовать на автотранспорте намного опаснее.
Психологические исследования показывают, что большинство людей, страдающих от аэрофобии, руководствуются предрассудками. Если вы не знаете, почему возникает турбулентность, и считаете, что самолет может неожиданно взять и упасть, это только провоцирует беспочвенные страхи. Чтобы не бояться летать на самолете, нужно знать, от чего в полете трясет.
Турбулентность – это обычное явление в атмосфере, где изменяется влажность и давление. Когда плотность воздуха неоднородная, самолет при движении по нему вибрирует. Это не опасно, так как он рассчитан на гораздо более высокие нагрузки. Ни один самолет за последние десятки лет не потерпел крушение и не пострадал из-за турбулентности. Поверьте, пилоты готовы к таким зонам, поэтому они говорят об этом пассажирам заранее.
Аэрофобия может сочетаться с другими фобиями. Разберитесь, чего именно вы боитесь, чтобы выбрать подходящее место. Если вы испытываете страх высоты, не садитесь возле иллюминатора. Если вас пугает замкнутое пространство, выберите место у прохода. Если приступы паники возникают при тряске, садитесь в передней части самолета. Тем, кому позволяют средства, можно посоветовать покупать билеты в первый или бизнес-класс. Там вы сможете удобно прилечь, и расслабиться будет легче.
Создайте себе чувство домашнего уюта. В салоне наденьте удобную одежду, тапочки, попросите у стюардессы одеяло и подушку. Попейте теплого чая, съешьте шоколадку или любое другое лакомство, которое вам нравится. Примите максимально удобную позу и включите в наушниках спокойную музыку: например, звуки природы. Почитайте книгу или представьте страну, в которую вы летите. В идеале все это должно помочь вам если не заснуть, то хотя бы расслабиться и успокоиться.
Не пейте в самолете кофе, чтобы не провоцировать тревожность. Лучше используйте успокоительные средства для сна в самолетах (их можно купить заранее в аптеках). Если вы последуете предыдущему совету, вам будет легче заснуть. Если сон не приходит, слушайте музыку со спокойным ритмом и глубоко дышите с паузами. Сосредоточьтесь на том, как вы вдыхаете и выдыхаете воздух. Попробуйте представить, как воздух наполняет ваши легкие, а затем выходит из организма. Подобное дыхание используют во время занятий йогой.
При взлете или посадке жуйте жевательную резинку или рассасывайте леденец. Это поможет от закладывания ушей и укачивания. Если вы страдаете от тошноты в самолете, примите заранее специальные таблетки против укачивания.
Как только вы чувствуете приступ страха, начинайте дышать глубоко и медленно. Вдыхайте через нос и как можно спокойнее выдыхайте через рот. Сосредоточьтесь на дыхании, представляйте, как с воздухом вы выпускаете из организма все страхи и тревоги. В лучшем случае это упражнение поможет вам заснуть.
Когда вы находитесь в полете, не фантазируйте на тему катастрофы. Думайте о том, в какую страну вы летите. Представляйте, что вы будете делать после прибытия: куда пойдете, где будете жить, как будете отдыхать и с кем встречаться.
Заранее придумайте и подготовьте занятия, которые помогут вам отвлечься во время полета. Посмотрите фильм, поговорите с попутчиком, почитайте интересную книгу, разгадайте кроссворд или головоломку. Если любите рисовать – возьмите с собой блокнот и карандаши (мелки). Подойдут любые занятия, которые вас увлекают. Многих людей хорошо отвлекают игры: например, «Города», «Контакт» и др.
Если советы, как не бояться летать на самолете, вам не помогают, это значит, что у вас сильная форма аэрофобии. В этом случае обратитесь за помощью к психологу. Специалист поможет найти причину страха и справиться с ней.
Надеемся, что наши советы вам помогут, и время в полете вы будете проводить с удовольствием!
Автор: Влада Маршева
Обновлено: 10 Ноя, 2022 Опытные путешественники уже давно знают, что нельзя брать в…
Обновлено: 23 Мар, 2022 Путешествуя по колоритной Португалии, хочется взять с собой…
Обновлено: 15 Май, 2019 Группа островов Пхи-Пхи – курорт на пути от…
Аэропорты часто сравнивают с запутанными и сложными лабиринтами. Вполне естественно, что пассажиры…
Сколько я намучилась со своим страхом полета на самолетах, вы просто не представляете! Я посещала психологов и психотерапевтов, читала книги и смотрела курсы, но ничего не помогало. Избавиться от страха полета на самолете для меня это было жизненной необходимостью. Просто я живу в том регионе, где передвигаться иным способом, просто не представляется возможным. В поисках способа решения своей проблемы я на секунду не останавливалась и в скором времени нашла рабочий способ. Это курс «страха нет» от создателей сайта psiho-zakon помог избавить меня от страха раз и навсегда. Если раньше просто при мысли о том как я захожу на борт самолета меня бросало в дрожь, то теперь все это прошло.
Аэрофобия: Что Это? (Как Победить Страх Авиаперелетов)
Что такое аэрофобия? Это боязнь полётов. Причём не просто боязнь, а панический, иррациональный страх перед путешествиями на самолёте.
Казалось бы, всем известно, что самолёты являются самым безопасным видом транспорта. По статистике ВОЗ на 2022 год шанс попасть в ДТП со смертельным исходом у каждого из нас в 100 раз выше, чем вероятность стать жертвой авиакатастрофы. Но все эти факты просто вылетают из головы, как только аэрофоб приближается к трапу. Остаётся только дрожь в коленях и паника в глазах. С чем же связан такой жуткий страх перед авиаперелётами? Можно ли его лечить и как быстро побороть свою фобию?
Что такое аэрофобия?
Аэрофобия — это страх перед самолётами и полётами. Вообще, термин «аэрофобия» включает в себя страх перед полётами на любых летательных средствах, а для страха исключительно перед самолётами существует отдельный термин – авиафобия. Однако чаще всего употребляется именно слово «аэрофобия», так как оно объединяет в себе все фобии, касающиеся полётов.
Как и любая фобия, аэрофобия считается психическим расстройством. Поэтому для того, чтобы избавиться от этого недуга, большинство людей обращается к специалистам – психологам и психотерапевтам. Но это не значит, что страх летать на самолёте нельзя побороть самостоятельно. Здесь речь идёт скорее о скорости и комфорте лечения, а не о его эффективности в целом.
Разбирая вопрос, что такое аэрофобия, нельзя не рассказать о таком явлении, как навязчивый страх. Это совершенно иное, намного более тяжёлое психическое расстройство. Понять, от чего же вы страдаете, несложно. Если страх возникает непосредственно перед посадкой в самолёт, значит, это фобия. А вот паника при одной мысли о самолётах и всём, что с ними связано, является признаком навязчивого страха. В последнем случае лечить расстройство можно только под контролем врача.
Аэрофобы всячески стараются избегать полётов, что приносит в их жизнь массу неудобств. Например, при поездке в отпуск приходится выбирать места, до которых можно добраться на машине или поезде. Это автоматически исключает из списка курортов тропические острова и другие локации, до которых сложно добраться другим транспортом.
Неудобства, связанные с фобией, мешают аэрофобам не только отдыхать, но и летать работать за границу, ездить в командировки. Поэтому даже тем, кто летает очень редко, стоит задуматься над тем, как избавиться от этого недуга.
Что вызывает аэрофобию?
Любая фобия возникает по ряду индивидуальных причин, отличающихся у каждого человека. Опрос тысяч аэрофобов позволил проанализировать эти причины и назвать пять самых распространённых из них.
В соответствии с исследованиями, проведёнными компанией Boeing и психологом Гердом Гигеренцером из Института развития человеческого потенциала Макса Планка, самые распространённые причины аэрофобии:
-
Осведомлённость о произошедших недавно авиакатастрофах и их причинах; Неудачный опыт полётов (попадание в зону повышенной турбулентности, жёсткая посадка, агрессивные пассажиры и т. д.); Боязнь оказаться без медицинской помощи во время полёта (особенно часто проявляется у людей с обострёнными хроническими заболеваниями – сердечной недостаточностью, язвой, сахарным диабетом); Наличие других фобий и прочих психических расстройств, усугубляющих страх полёта на самолёте; Недоверие к профессионализму членов экипажа, связанное с профессиональной деформацией или предрассудками (например, если пилот – женщина).
Кроме перечисленных причин, стоит также упомянуть особенности характера и генетических предрасположенностей аэрофобов. Исследователями было замечено, что склонность к развитию фобий есть у тех людей, чьи родственники страдали или страдают от тревожных расстройств.
Замечено, что страх перед полётами возникает у людей мнительных, неуверенных себе и легко поддающихся панике. В их случае нужно избавляться не от самой фобии, а от её причин, то есть обратиться к психотерапевту и заняться лечением своих психотравм.
Симптомы аэрофобии
Боязнь полётов на самолёте чаще всего возникает внезапно. Человек покупает билет, радуется предстоящему путешествию, строит планы. И тут, внезапно, его одолевает страх. Сначала он проявляется в виде лёгкого беспокойства. Возникают мысли о том, что с самолётом может что-то случиться. Особенно тревожно тем людям, которые узнали о недавней авиакатастрофе незадолго перед полётом.
По мере приближения даты вылета беспокойство перерастает в постоянную тревогу. Многие аэрофобы жалуются на кошмары перед предстоящем полётом. На фоне этого развивается депрессия либо просто ощущается хроническая усталость.
Отчётливый страх, перерастающий в панику, появляется уже в аэропорту. Аэрофобы с наиболее слабой нервной системой, спешат обменять билеты и отменить поездку. Более сильные духом люди ищут альтернативные способы заглушить тревогу. Они пьют успокоительные препараты, медитируют либо просто напиваются до состояния глубокого алкогольного опьянения.
Если описывать симптомы аэрофобии с научной точки зрения, их следует разделить на две группы. В первую группу входят вегетативные, то есть физиологические симптомы:
-
Тошнота; Бледность; Головная боль; Приступы удушья; Тремор (дрожащие руки); Обильное потоотделение; Учащённое сердцебиение и дыхание.
В некоторых случаях аэрофобы испытывают боль в груди, похожую на сердечную боль, либо чувствуют частые позывы к мочеиспусканию.
Вторая группа симптомов аэрофобии включает в себя всё, что даёт моральную нагрузку на психику. К таким психическим симптомам относятся:
-
Кошмары; Беспокойство; Раздражительность; Снижение концентрации внимания.
На фоне этих ощущений чаще всего формируется хроническая усталость и депрессия. Особенно сложно приходится тем людям, которые вынуждены часто летать либо страдают от запущенных форм расстройства.
Виды и стадии аэрофобии
Для того чтобы определиться с курсом лечения заболевания, нужно выявить его причины и понять, насколько всё серьёзно. Это касается любых болезней, в том числе психических расстройств.
Сочетанная аэрофобия представляет собой страх авиаперелётов, возникший из-за наличия у человека сопутствующих обсессивно-компульсивных расстройств. Помните о причинах аэрофобии, перечисленных выше? Сочетанная аэрофобия часто проявляется у людей с тревожным расстройством личности, неврозами, мнительным характером или просто истероидным типом личности. То есть, проще говоря, у большинства аэрофобов.
Независимо от вида фобии, она развивается одинаково у всех аэрофобов. Сначала появляется тревога, которую многие объясняют как «плохое предчувствие» или «интуицию». Немногим позже воображение начинает рисовать тревожные картины печального будущего – падающего или горящего самолёта, кричащих людей и т. д. Многие люди вспоминают кадры из фильмов об авиакатастрофах.
После описанных первых двух стадий развития аэрофобии фобия окончательно формируется. На этом этапе человек уже полностью подчиняется возникшему психическому расстройству, прямо и косвенно стараясь избегать полётов. Если же он всё-таки попадает в салон авиалайнера, наступает четвёртая стадия – паника.
Есть несколько проверенных способов борьбы с аэрофобией, которые помогут самостоятельно преодолеть свой страх перед полётами.
7 советов психолога, как не бояться летать на самолёте
Совет №1. Покупайте билеты на самые комфортные места.
На сайте авиакомпаний всегда можно найти схемы расположения кресел в самолёте. В вашу задачу входит приобрести билет на место, которое находится возле крыльев либо в передней части самолёта. Именно там полёт проходит с наибольшим комфортом.
При выборе места важно учитывать индивидуальные параметры своего тела. Полным и высоким людям комфортнее всего располагаться там, где есть простор для движений, то есть в первом ряду кресел.
Худший вариант – это места в хвостовой части. Там чувствительные люди сильнее всего ощущают тряску и развороты авиалайнера. Некоторых аэрофобов в этой части салона даже укачивает. Поэтому по возможности стоит избегать покупки билетов на такие места.
Совет №2. Избегайте дополнительных стрессов.
Предстоящий полёт – это уже достаточно сильный фактор тревоги. Не стоит усугублять своё состояние переживаниями по другим поводам.
Для начала подготовьтесь к полёту заранее. Соберите вещи и документы, сфотографируйте их на телефон. Это поможет быстро проверить, всё ли вы взяли, в случае возникновения сомнений. Если есть возможность взять с собой минимальное количество багажа, постарайтесь обойтись ручной кладью. Это поможет избежать очередей.
В аэропорт стоит приезжать заранее, предварительно распечатав посадочные талоны и пройдя онлайн-регистрацию. Желательно отдохнуть перед поездкой, выспаться и перекусить.
Совет №3. Наденьте удобную одежду и обувь.
Даже непродолжительный полёт стоит проводить в максимальном комфорте. Поэтому говоря о том, как избавиться от аэрофобии, нельзя не упомянуть о необходимости использования удобной одежды. Всё, что может жать, натирать или другим образом причинять дискомфорт, лучше не надевать. Это касается не только тесной одежды, но и обуви, украшений, аксессуаров.
Совет №4. Сообщите о своём страхе бортпроводнику.
Не стоит стесняться своего недуга и скрывать его от стюардесс. Их обучают тому, как преодолеть аэрофобию пассажиров. Поэтому предупредив девушек заранее, можно облегчить полёт и им, и себе. В случае приступа паники они сразу поймут, что происходит, и смогут быстро помочь.
Совет №5. Старайтесь летать с опытным компаньоном либо искать эффективные способы отвлечься.
Если есть возможность, желательно летать с надёжным человеком, который не боится полётов и может помочь преодолеть страх.
Если же компаньона нет, нужно найти способ отвлечься. Учёными доказано, что в состоянии сильного интереса все негативные эмоции и ощущения притупляются. Поэтому просмотр любимого сериала, прослушивание музыки или беседа с интересным попутчиком позволят победить аэрофобию. Главное – заранее подготовить интересный контент.
Совет №6. Не злоупотребляйте седативными препаратами и алкоголем.
Многие люди считают, что нашли ответ на вопрос, как бороться с аэрофобией перед полётом. Они заранее принимают невероятное количество успокоительного либо пьют спиртные напитки. Оба варианта не полезны и даже вредны. Седативные препараты могут дать неожиданные осложнения, а алкоголь – привести к алкогольной интоксикации, то есть отравлению.
Совет №7. Пейте больше воды и делайте дыхательные практики.
Не знаете, как успокоиться перед полётом на самолёте? Для начала глубоко вдохните воздух полной грудью. Вдыхайте ртом и выдыхайте через нос, медленно и ритмично. Такая дыхательная практика помогает успокоиться. В самом самолёте желательно пить побольше воды, можно заменить на сок или негазированный напиток.
Заключение
Лечение аэрофобии необходимо в том случае, когда она находится в запущенной стадии. Фобия, перетекающая в навязчивый страх, является поводом для обращения к психотерапевту. Такой специалист поможет избавиться не только от самой фобии, но и от её причин.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Как победить аэрофобию: истории людей и мнения профессионалов
«Афиша Daily» поговорила с людьми, у которых путешествия на самолете вызывают страх, об их ощущениях на борту и способах преодоления тревожности, а психолог и разработчик приложения для аэрофобов объяснили, чем страх отличается от фобии и как справиться с нервозным состоянием.
Истории аэрофобов
«Аэрофобия дала о себе знать после нескольких неприятных перелетов. В 9-м классе я летел с родителями чартерным рейсом из Турции в Новосибирск. В Сибири была аномально низкая температура. Самолет при подлете не смог выпустить шасси. 40 минут мы летали над аэропортом, никто ничего не объяснял, у стюардесс были бледные и испуганные лица. После этого капитан корабля сообщил, что нас отправляют на запасной аэродром, который находился в Абакане. Над Абаканом мы снова кружили какое-то время. После долгих попыток приземлиться самолет все-таки выпустил шасси. К нам подъехали аварийные службы и стали проверять двигатели. Больше половины рейса не полетело последующим рейсом в Новосибирск, люди поехали поездом. Я запомнил на всю жизнь отчетливую мысль о том, что мы все могли погибнуть. Через несколько дней после полета у меня начали седеть брови. Потом происходили другие подобные истории: то возгорание на борту, то аварийная посадка. Был случай с отваливающейся обшивкой в салоне, иногда приходилось лететь в грозу, когда за окном иллюминатора сверкают молнии. Один раз даже частично разгерметизировался аварийный люк — оттуда дико дуло, и изнутри он покрылся слоем инея.
Я изучал физику полета, читал книги на эту тему. Но сильно боялся турбулентности. Причем это иррациональный страх. Сознание отключается, начинается паническая атака, и я ничего не могу сделать с собой. Учащается дыхание, увеличивается пульс, бросает в пот. Ощущения такие, будто у тебя сердечный приступ.
Я летаю очень часто — около 4–5 раз в месяц. С этим связана моя работа. Из-за частоты всегда что-нибудь случается. Немного усиливает страхи и информация о событиях на Ближнем Востоке. Я физически ощущаю тревогу, когда пролетаю над большими водными пространствами.
Я обращался к психотерапевту, который специализируется на лечении аэрофобии. Некоторые успехи были. Но больше всего мне все равно помогает алкоголь в сочетании с успокоительными. Стюардессы часто относятся с пониманием и не делают замечаний, когда я выпиваю на борту. Мне приходится иногда объяснять, что я аэрофоб «со справкой» и что лучше дать мне выпить, чем видеть меня в неадекватном состоянии во время панической атаки. Еще перед полетом я стараюсь покурить, чтобы снять стресс. Когда я лечу с человеком, который боится полета еще больше меня, я чувствую себя увереннее, могу начать успокаивать встревоженного пассажира. Однажды практически откачивал незнакомую девушку, которая сидела в кресле рядом.
Неплохо помогает дыхательная гимнастика. В стрессовых ситуациях 10 глубоких вдохов и выдохов могут снять напряжение и нервозность. Кстати, любопытно, что аэрофобия немного уменьшилась после рождения сына. Мне кажется, что я оставил потомство, теперь не стоит так бояться смерти: выполнил свой долг, продолжил род».
«Впервые я оказалась на борту уже взрослой — летела на стажировку в Голландию.
Раньше путешествовала только на поезде или на машине. У меня не было представления о том, что происходит во время полета. Когда самолет начал разгоняться, я вцепилась в кресло. Кроме того, мы летели как раз тогда, когда в Исландии было сильное извержение вулкана. Буквально за день до нашего полета аэропорт Амстердама начал принимать рейсы, до этого летать было слишком опасно из-за смога. Было жутковатое предчувствие, что мы попадем в облако пепла и не долетим.
После аэрофобия стала проявляться постоянно. Из-за боязни летать я решила посоветоваться с друзьями, лучше узнать технические стороны и особенности полета. Мне объяснили, что самолет устроен таким образом, что вероятность падения из-за неисправности ничтожно мала. Шутили, что даже разваливающийся самолет все равно как-то долетит. Я перестала бояться неполадок, но оказалось, что никто не исключает возможность нападения террористов или плохой погоды.
До полета я обычно ощущаю небольшую нервозность, но это терпимо. Все самое неприятное начинается во время взлета, еще меня очень пугает турбулентность. Хотя я знаю, что это временная тряска, у меня начинается паника, я бледнею, цепляюсь за кресло. Появляются мысли о том, что все плохо закончится, сомнения, приземлимся ли мы. Напряжение обычно длится в течение всего полета. Мне становится легче, когда самолет начинает выходить на посадку. Я думаю, что раз долетели до аэропорта, то точно уже ничего плохого не случится. Больше всего меня пугает ощущение бесконтрольности, а еще все усиливается за счет моей клаустрофобии.
Я стараюсь справиться со страхом сама. Узнала много информации об особенностях полета, обычно выбираю авиакомпании, в истории которых меньше аварий и падений самолетов. Так у меня возникает чувство некоторой защищенности.
Когда перед вылетом происходит демонстрация правил техники безопасности, я всегда с большим вниманием слежу за показом. Некоторые пассажиры даже посмеиваются, что я придаю такое значение процедуре, которую многие считают формальностью. Также обращаю внимание на поведение стюардесс. Если они ведут себя спокойно, то тряска меня не так сильно беспокоит.
Когда я лечу с друзьями, стараюсь больше с ними общаться, чтобы отвлечься и не думать о плохом. Если я одна, то могу найти себе «жертву», с которой буду болтать во время полета, чтобы снять напряжение. Однажды попробовала выпить чуть больше вина, чтобы расслабиться. Я действительно перестала нервничать, но, когда мама с ребенком на соседних креслах стали поглядывать на меня странно из-за моей излишней болтливости и активной жестикуляции, я поняла, что выпила лишнего. После этого страшно было проходить паспортный контроль: думала, что меня могут не пустить в страну (я летела в Голландию) из-за моего состояния. С тех пор стараюсь снимать стресс другими способами».
«Самый запоминающийся случай произошел со мной в 2013 году. Тогда я поехала домой к маме в Кировскую область, а потом собиралась вернуться к мужу в Финляндию и отметить с ним Новый год. И проспала поезд, который бы довез меня до Финляндии с пересадкой. Я нашла нужный самолет, но сразу начала искать причину, чтобы не лететь. Меня ждало у дома такси, но я просто не смогла в него сесть. Мне казалось, что со мной точно на борту случится что-то ужасное. В итоге я не села в такси и пропустила самолет. Долго плакала, когда пыталась объяснить мужу, что мне помешало улететь.
Таких историй с тех пор накопилось много. Чем ближе дата полета, тем больше я начинаю переживать. Могу сдвигать даты, за что приходится доплачивать. Из-за аэрофобии я страдала и морально, и финансово. Совсем недавно мне хотелось прилететь на концерт Земфиры в Москве. Эта поездка для меня была связана с позитивными эмоциями, ожиданием встречи с близкими друзьями и выступлением любимой певицы. Но меня снова мучило желание отменить путешествие. В итоге билет на концерт пропал.
Моя аэрофобия проявляется странно. Все неприятные ощущения предшествуют полету. Когда я сажусь в самолет, то страх уходит. Понимаю, что уже некуда отступать. Как будто вытянула лотерейный билет, просто надо дождаться, что будет в конце.
Перед полетом, чтобы себя успокоить, я начинаю больше общаться с окружающими незнакомыми людьми. Во мне просыпается разговорчивость, которая мне обычно не свойственна. Могу начать болтать с пассажирами еще в очереди на регистрацию. Замечала, что если лечу с человеком, который вовсе не боится полетов, то мне становится намного легче. Я смотрю в эти глаза, полные уверенности, и не так сильно переживаю. Звоню близким, говорю, что скоро полечу на самолете, а они буднично отвечают, не пугаются, как будто это что-то опасное. Их реакция меня успокаивает.
До сих пор обращаю внимание, что в день до отлета пытаюсь жить по полной, так, как будто это последний день в моей жизни».
Способы справиться с аэрофобией
Почему возникает аэрофобия?
«В психологии различают два состояния аэрофобии. Первое — это страх лететь на самолете, состояние тревоги, напряжения, связанное с полетами. 80% россиян испытывают из-за этого дискомфорт. Такой страх, как правило, хорошо контролируемый, не мешает повседневной жизни человека, из-за страха человек не меняет своих планов. А второе состояние — это когда у человека боязнь полетов является проявлением более глубоких тревожных переживаний, началом невроза.
Страх летать на самолетах часто провоцируется несколькими факторами. Во-первых, состояние полета является неестественным для человека, поэтому этот опыт вызывает тревогу. Во-вторых, в данной ситуации человек должен полностью положиться на другого человека (пилота), он оказывается зависим от других людей и от обстоятельств, сам не может ничего контролировать.
Такие люди, как правило, говорят о том, что если бы они смогли сами изучить строение самолета и перед полетом сами проверить его исправность, познакомиться лично с пилотом и убедиться в его профессионализме, то им было бы нестрашно лететь.
На борту изменяются границы личного пространства: много людей находится в ограниченном пространстве, каждый человек оказывается на виду. Если у человека есть неуверенность в себе, страх социальной оценки, чувствительность к нарушениям личных границ, то нахождение в самолете тоже будет вызывать тревогу.
Если страх проявляется только в чувствах, в мыслях и никак не влияет на поведение (боится, но все равно летит), человек ничего не предпринимает, чтобы избежать полета, нет выраженных соматических проявлений, то это нормальная тревога. Избавиться от нее можно любым способом, которыми человек успокаивается и в любых других ситуациях. Кого-то успокаивает общение во время полета, кто-то, наоборот, отвлекает себя музыкой, кино, сладостями.
Когда мы говорим про фобию, то здесь у человека проявляются ярко выраженные вегетативные реакции: потеют ладони, учащается сердцебиение, сковывается дыхание, меняется общее физиологическое состояние. Тело реагирует на ситуацию как на сигнал опасности. Могут возникать навязчивые мысли, когда человек прокручивает в голове варианты катастрофы (смотрит информацию о катастрофах в интернете), не может переключиться на другие дела. В этом случае человек старается избегать полетов: ездит только в те страны, в которые можно добраться на поезде, отказывается от важных командировок (которые связаны с полетом).
Такие страхи могут выражаться в панических атаках: приступах паники на борту самолета, с которыми справиться самостоятельно очень сложно. Когда мы имеем дело с невротическим страхом, то за ним часто стоят другие фобии: клаустрофобия, агорафобия, социофобия. Это не просто страх, это сигнал, что накопилось слишком много эмоционального напряжения. Как правило, это не сиюминутный стресс, который имеет место здесь и сейчас, а длительно накопленное, часто имеющее глубокие корни в прошлом опыте состояние крайнего эмоционального напряжения, скрытого глубокого внутри личностного конфликта. Часто сочетание травматического опыта в прошлом с текущим неразрешимым эмоциональным напряжением (регулярные стрессы) может привести к появлению фобий.
В каждом конкретном случае причины различны: кто-то пережил стресс, потерю близкого человека, имеет противоречивые, напряженные близкие отношения. Например, женщина зависит по жизни от властного мужчины, который полностью контролирует ее жизнь. Когда она оказывается в самолете, появляется страх зависимости от неизвестного человека. Соответственно, она будет стараться избегать самолетов (контролировать или изменить близкого она не может, а избегать самолетов может).
Страх можно регулировать: его причины человек может сам понимать и осознавать, а когда мы имеем дело с фобией, то причины человеком не осознаются. Фобия усугубляется, когда человек старается сдерживаться и не признает (не говорит), что ему страшно, боясь социального осуждения. Если во время полета человек начинает испытывать страх, о нем нужно обязательно рассказать стороннему человеку, чтобы ему помогли справиться с его эмоциональным состоянием.
Бывает, что фобия возникает как посттравматический шок, когда человек пережил реально опасную (аварийную) ситуацию во время полета».
Как избавиться от фобии?
«Лучше обратиться к врачу неврологу-вегетологу, если есть ярко выраженные изменения тела во время стресса. Если есть просто страх, то может помочь психотерапевт. Врач может назначить препараты, которые проверены временем, тогда полет пройдет совсем в другом ключе. Очень многие люди используют для успокоения алкоголь, но есть препараты, которые действую активнее и быстрее.
Врач определит, какой вид терапии наиболее эффективен в конкретном случае: медикаментозная, краткосрочная медицинская психотерапия или курс длительной работы с психологом для пересмотра и изменения отношений с собой и значимыми людьми. Медикаментозный путь дает быстрый результат, но не гарантирует, что в новой стрессовой ситуации симптом не вернется. Медицинская психотерапия позволяет справиться с самими симптомами фобии, работа с психологом меняет целостное ощущения себя.
Справиться с фобиями можно, и, конечно, это не приговор — важно найти тот путь, который подходит именно вам».
Самолет — это совсем не страшно: простые, но действенные советы аэрофобам
Аэрофобия является одним из десяти самых распространенных страхов, которые сильно влияют на поведение человека. И для того чтобы избавиться от этой боязни, желательно для начала разобраться в физической сущности процесса полета.
Физическая сущность полета: все очень просто!
Не нужно быть крутым специалистом, чтобы понять, что такое подъемная сила. Сверху давление ниже, а снизу выше, в чем можно убедиться, если посмотреть на дым из трубы, который идет вверх именно по этой причине. А крыло самолета спроектировано так, что скорость обтекания воздуха сверху быстрее, нежели снизу. Вот и возникает подъемная сила: чистая физика, никаких экстраординарных явлений!
Можно легко объяснить с научной точки зрения и неприятности взлета, ведь самолет меняет острый угол подъема на более плавный, и именно в этот момент человек чувствует, будто органы внутри него переворачиваются. Ничего страшного! Как и в турбулентности, которая хоть и визуально неприятна, никак не может нанести вред воздушному судну.
Как же избавиться от страха летать на самолете? Давайте разбираться.
Практические советы, как преодолеть аэрофобию
Они будут полезны всем аэрофобам, и если «накатит» в воздухе, обращайтесь к ним, помогут!
Совет первый: вспомните о вероятности
Как бы вы не боялись авиаперелетов, неумолимая статистика свидетельствует, что это самый безопасный вид транспорта. Автоперевозки и путешествия поездом гораздо опаснее. Шанс попасть в катастрофу с самолетом всего лишь один из пяти миллионов! То есть нужно летать каждый день на протяжении 15000 лет, чтобы гарантированно в нее попасть.
Совет второй: не меняйте перелеты на другие виды перемещения
Даже думать об этом забудьте. Если вы решите ехать поездом, считая, что это хоть и дольше, зато спокойнее, эти мысли отложатся в голове, а потом вполне могут вызвать паническую атаку, если вы все-таки полетите самолетом. Ведь не всегда можно добраться поездом, а постоянно выбирая альтернативу, вы не сможете перебороть страх лететь самолетом. Конечно, бортпроводники обязательно помогут справиться с паникой, но это очень неприятно. А еще такая тревога, если вы с ней не будете бороться, может перекинуться и на другие виды транспорта.
Совет третий: не занимайтесь охранительным поведением на борту
Это когда пассажир всю дорогу напряжен и смотрит, не загорелся ли двигатель, не имеется ли тенденция к отрыву крыла, не выпущены ли шасси. Такое охранительное поведение — отличительный признак аэрофобии, и единственный способ его избежать — расслабиться. Ведь от вашего бдения ровным счетом ничего в полете не изменится.
Совет четвертый: проиграйте сценарий полета заранее
Такая техника очень помогает побороть страх. Представьте мысленно перед полетом, как он проходит, проиграйте в голове все неприятные ситуации, которые вас страшат. Когда полет будет происходить в реальности, вам будет намного проще, вы же уже его мысленно совершили.
Совет пятый: применяйте технику релаксации на борту
Это, пожалуй, самый полезный совет для тех, кто хочет победить аэрофобию самостоятельно. Глубоко дышите животом, диафрагмальное дыхание очень поможет. Оно максимально расслабляет и успокаивает нервную систему, дает умиротворенность и спокойствие, что очень важно для бедного аэрофоба. Дальше можно прибегнуть к специальным техникам медитации, которая основана на контроле за ощущениями в теле при глубоком дыхании. Фокусируйтесь на приятном, а тревожные мысли закрывайте отсеками, как это делают в подводной лодке, если туда пробралась вода. Раз — и отсек закрыт. Принимайте неопределенность, при этом помните о шансе 1 к 5 миллионам на плохой исход.
Такие несложные техники и советы позволят вам побороть свои страхи и летать, как это делают миллионы людей. И, возможно, тогда вы даже сможете оценить красоту и мощь полета.
Еще прекрасный способ отвлечь себя от плохих мыслей в полете — занять мозг чем-то интересным и полезным. Это, например, могут быть когнитивные тренажеры Викиум. Они очень увлекательны, при этом отлично развивают память, внимание, концентрацию и мышление.
«Первая ассоциация с самолетом — крушение». Психолог об аэрофобии и ее лечении
Аэрофобия встречается чаще других боязней — например, у каждого третьего американца авиарейс вызывает тревогу или страх. На практике люди редко придают серьезное значение этой проблеме: летают хорошо если пару раз в год, нервы лечат алкоголем и продолжают вздрагивать от звука выезжающих стоек шасси, вместо того чтобы путешествовать с удовольствием. Хорошая новость — боязнь полета легко исправить. Плохая — большинство людей уверены, что они попадают в крошечный процент «неизлечимых» и им ничто не поможет. Почему это не ваш случай и что мешает наслаждаться полетом, мы узнали у психолога Сергея Лагуна.
Содержание:
- Эмоциональный мозг
- Стереотипы и ассоциации
- В домике
- Помощь при аэрофобии
Эмоциональный мозг
— Фобия — это вообще нормально?
— Абсолютно. Вы не представляете, сколько нас окружает различных «фобов». При этом в остальном люди прекрасно живут, могут быть успешны и даже не признаются в своих страхах. Просто избегают определенных вещей и объясняют это себе здоровым опасением или нежеланием. Например, «просто не люблю летать».
Фобии сами по себе не говорят о проблеме с психикой. Наоборот: так работает наша система адаптации. Представьте человека, который ничего не боится — хотели бы таких коллег и близких?
Стесняться аэрофобии — как скрывать ангину или грипп. Мы же не думаем: «Мне горло болит, я слабый человек, никто не должен об этом узнать». А с аэрофобией люди уверены, что им светят «Новинки», их уволят, над ними посмеются. Все, конечно, неправда.
С точки зрения потери свободы, ограничения жизни фобия — это ненормально. С ней можно и нужно бороться.
— Страх полета чем-то отличается от других фобий по принципу действия? Допустим, в сравнении с боязнью высоты.
— Боязнь высоты у человека врожденная. Предпосылка есть, но в остальном она развивается по похожему с остальными фобиями сценарию. Существует система сохранения жизни, сигнализация об опасности — эмоциональный мозг, амигдала. Она действует по принципу «стимул — реакция». Если видим что-то и думаем об объекте или ситуации как об опасности, то амигдала запоминает такое восприятие, и в дальнейшем будет возникать соответствующая ассоциация.
Выделяется адреналин, запускаются стрессовые системы: накачиваются мышцы рук и ног, учащаются пульс и дыхание, расширяются зрачки, организм максимально мобилизован. Это нам дано природой для защиты: чтобы мы, скажем, от дикой собаки убежали.
Сама по себе реакция организма здоровая. Но при фобии она возникает на опасность, которой еще нет. Или даже на мысли о ситуации. Мы боимся там, где для страха причин нет.
— Аэрофобия развивается на фоне боязни высоты или это именно страх крушения самолета?
— Люди не раскладывают страх на составляющие и не ищут причину — просто боятся летать, и все. Но методы лечения разные. Если речь о клаустрофобии, то сперва нужно лечить ее. Боязнь высоты — здесь тоже другой механизм лечения. Панические атаки могут быть и в самолете, и в любом другом месте на земле.
Стереотипы и ассоциации
— Все же автокатастрофы случаются намного чаще, но от машин люди не отказываются. Что такого особенного в страхе перед самолетом?
— Да, машины каждый день попадают в аварии, но мы постоянно об этом читаем и привыкаем. А самолет, самый безопасный вид транспорта, вдруг падает. Это что-то из ряда вон выходящее: СМИ пишут трагичные новости, показывают страшные фотографии. В мозгу выстреливает: «Самолет — опасность».
Существуют даже совсем неявные ассоциации. Заходим в салон, видим испуганного пассажира — и все, тоже начинаем бояться. Или турбулентность — явление обыденное, но человеку оно незнакомо, и появляется страх.
Есть такой термин — эвристика восприятия. Речь о том, что первое приходит на ум, когда мы слышим или говорим о чем-либо. В случае с самолетами у многих людей первая ассоциация — крушение. Потому что СМИ не пишут про успешно выполненные рейсы, которых десятки тысяч в день. Ведь это совершенно обыденное явление: самолет поднялся в воздух, долетел до пункта назначения и приземлился.
Простой пример, как оно работает. Возьмем Андрея — ему 25 лет, живет в Минске, любит читать, дома у него все очень аккуратно по полочкам расставлено. Кем парень работает: библиотекарем или водителем маршрутки?
— Логично, что библиотекарем…
— Бережливость и тяга к книгам скорее присуща именно им.
— Вот, это и есть эвристика. Первой в уме возникает наиболее доступная информация. Она самая яркая, тревожная, ассоциативная, но не всегда правильная. Вы приписали атрибуты: человек любит читать, работает с книгами, аккуратно с ними обращается — ну точно библиотекарь. Такую ассоциацию мозг дает без напряга. А теперь давайте усложним ситуацию в плане аналитических затрат: сколько в Минске библиотек и маршруток? Кого среди 25-летних парней больше: библиотекарей или водителей? То же самое и с самолетами. Первая мысль — лайнеры падают, все опасно. Никто не думает об удачных рейсах. Получается, что мы боимся летать, хотя более вероятно то, что нас убьет упавшая с крыши дома сосулька.
В домике
— Одно дело — просто страх полета, а другое — боязнь рейса на старом самолете малоизвестной или «сомнительной» авиакомпании. Здесь тоже речь об аэрофобии или это рациональный страх?
— Это один из механизмов избегания проблемы: раз уж надо лететь, то выбираем дорогие авиалинии с современными лайнерами. Хотя разницы нет — ведь существуют международные нормы безопасности. Также есть защитное «охранное поведение», с помощью которого мы словно создаем безопасность: пьем алкоголь перед рейсом, цепко держимся за подлокотники, садимся на «счастливое» место, летим с определенным человеком («я путешествую только с мужем»). У амигдалы появляется ассоциация: «я спасся только потому, что выпил перед рейсом», «потому что летела с супругом» и так далее.
Мы лишь усиливаем заблуждение: признаем, что самолет опасен, но придумываем какой-то свой способ спасения. В других фобиях такое тоже бывает.
Некоторые люди уверены, что должны все контролировать. Им страшно от неизвестности: как летит самолет, что делают пилоты? Тогда они начинают сами все изучать, расспрашивать. На короткое время это помогает. Но в долгосрочной перспективе закрепляется глубинная уверенность: жизнь опасна, может произойти катастрофа, будущее неизвестно. Человек живет в постоянном страхе. И когда, в редких случаях, с ним или его близкими что-то происходит, карточный мир рушится — иллюзии безопасности уже нет.
Нужно видеть разницу между полезными переживаниями и пустыми. «Я попаду в аварию на машине» — это бесполезный страх. «Я поеду на незнакомой машине, она старая, давно не проходила техобслуживание, у нее барахлят тормоза» — здесь уже есть рациональное зерно. Но человек не умеет отличать одно от другого.
— Если часто летать, аэрофобия пройдет?
— Не всегда. Когда прибегаете к охранному поведению — пьете перед полетом, выбираете «счастливое» место, потому что только оно якобы гарантирует безопасность, — страх останется. Фобия лишь закрепится, и человек выработает ритуал. А если ничего не делать, то постепенно амигдала — система сигнализации — успокоится, человек привыкнет к полетам.
— Пассажир еще до полета находится в нервозной обстановке: сборы чемодана, страх опоздать в аэропорт или потерять документы, досмотр. Что делать для снижения стресса?
— Это относится к паническим расстройствам. Нормальная реакция на стресс — учащенный пульс, дыхание — воспринимается как опасность. Представьте: человек забегался, находится в незнакомом месте, ищет свой выход на посадку — при предрасположенности к панической атаке она как раз может проявиться в такой ситуации.
Первое лекарство — знание: «Все в порядке, просто я так реагирую на стресс, со мной ничего плохого не происходит». Второе — расслабление (можно найти методику Якобсона в интернете). И дыхание животом — вдох короче выдоха. Но самое правильное отношение к тревоге — принятие. Она переносима. Это просто какие-то процессы в организме, с ней не надо бороться. Тогда все пройдет легко и закончится быстрее.
Помощь при аэрофобии
— Как выглядит лечение?
— Аэрофобия — сугубо психологическая проблема. Используется когнитивно-поведенческая терапия — КПТ. В первую очередь работаем с когнитивными ошибками. Это всевозможные заблуждения о самолетах: «не взлетит», «упадет», «летать опасно». Разбираем мысли человека до полета, во время и после приземления. Скажем, стюардесса прошла по салону. Она, возможно, идет кофе делать, но у аэрофоба другой сигнал: «Куда она пошла? А зачем? Что-то наверняка случилось». Или какие-то непонятные звуки во время полета: когда выпускают либо убирают шасси, закрылки. Для пассажиров, как правило, все это непривычно, потому что мы редко летаем и не можем объяснить их.
Говорим про общие когнитивные искажения, катастрофизацию (когда человек додумывает самое страшное), непереносимость неизвестности, черно-белое мышление («полет прошел хорошо, только если не было ни одной непонятной мне ситуации»), перфекционизм.
Дальше применяем метод экспозиции. Человек описывает все свои страхи в порядке возрастания. Мы сперва в воображении, а потом и в жизни поэтапно проходим через них. Тревога усиливается, но беды не происходит. Нам нужно переучить амигдалу, убрать ассоциацию «опасность».
Еще важно очертить мотивацию: что хорошо и что плохо в избавлении от аэрофобии. С плюсами все ясно: путешествия, работа, отдых. В случае с минусами сложнее. Бывает неочевидная выгода от аэрофобии: допустим, «при полетах я буду вдали от близких». Это может помешать преодолению страха.
Финал лечения — пациент становится терапевтом для себя. Тогда мы меняемся ролями: я изображаю аэрофоба, и человек мне объясняет, что бояться нечего.
— Если уж совсем ничего не помогает от аэрофобии, что тогда?
— Многие пациенты уверены, что они именно из этой категории, хотя даже не начинали терапию. Нужно пробовать один вариант за другим. Вот когда все испытал и ничего не помогло — тогда уже остается только другой транспорт. Но это лазейка для аэрофоба, он сразу подумает: «Я точно неизлечим». Мозг будет хвататься за любую возможность ради оправдания своего страха.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Я не могу летать. Аэрофобия: причины и лечение
Страх полетов или аэрофобия – это недуг от которого страдают множество людей в современном мире. Люди с аэрофобией неспособны передвигаться на воздушном транспорте, потому что испытывают жуткий страх и приступы паники. Причем порой достаточно простого нахождения в кабине самолета или иного летательного средства.
Достаточно часто аэрофобия связана с другим страхом – акрофобией или страхом высоты, где страх полетов выступает лишь частным случаем, в то время как человек боится и высоты в целом. Это осложняет его жизнь, часто мешает работе и отдыху, не позволяя удаляться далеко от дома. И нередко появляется как симптом, сопровождающий ложные жизненные стратегии.
Но на сегодняшний день аэрофобия не является неизлечимым заболеванием и с ней можно достаточно быстро справиться с помощью психотерапии.
Симптомы аэрофобии
Аэрофобия проявляется не только на этапе полета, но часто и при его ожидании или просто при представлении себя в летательном средстве. Именно поэтому клиенты с аэрофобией склонны применять различные способы избегания: стараются максимально отложить полет; выбрать иной вид транспорта или вообще отказаться от перемещения. Если же полета избежать нельзя, то пациенты применяют различные способы абстрагирования и отвлечения, например, выпивают алкоголь, успокоительные или снотворные. Они могут просить людей рядом поддерживать их во время полета или использовать различные методики отвлечения, например, контролируемое дыхание, направленное воображение, счет про себя. И хотя, данные методы и позволяют временно подавить собственный страх, они неспособны полностью избавить человека от фобии.
В случае же, когда пациент не способен совладать с проблемой у него могут наблюдаться все признаки панической атаки: головокружение, паника, ускоренное сердцебиение, тошнота, попытки найти помощь. При этом пик страха обычно приходится на период, когда самолет находится в зоне турбулентности. Однако, в самых крайних случаях у клиентов с аэрофобией может возникать паника и тошнота лишь при одном упоминании летательного аппарата[i].
Часто аэрофобия сопровождает иные тревожные расстройства[ii].
Происхождение аэрофобии
Считается, что страх высоты заложен в человека с рождения, точно также как и неприязнь к насекомым или страх темноты, однако далеко не у всех людей он превращается в настоящую фобию и вызывает панические атаки.
Психологи сегодня сходятся в едином мнении, что аэрофобия, как и любой иной вид фобии образуется в результате классического обуславливания. Классическое обуславливание – это научение путем объединения двух стимулов, один из которых вызывает пугающую реакцию[iii]. В частности, еще Джон Уотсон в своих экспериментах продемонстрировал как работает данный механизм[iv], сформировав фобию на белые и пушистые предметы у маленького ребенка. Для этого ученый предлагал маленькому Альберту (именно так этого ребенка запомнила история) поиграть с белой пушистой крысой, а затем, неожиданно, бил за его спиной в железный гонг, из-за чего тот испытывал жуткий страх. Постепенно страх Альберта ассоциировался с белой крысой, а затем обобщился и на иные пушистые вещи и белые объекты, типа кролика, белой пряжи и маски Санта Клауса. Этот эксперимент и стал одной из наиболее значимых моделей формирования фобии на сегодняшний день.
При этом важно понимать, что аэрофобию сформировать намного проще чем иной вид фобии, поскольку высота действительно часто несет под собой опасность и любое падение, возможность сорваться или застревание в лифте вполне могут стать пусковым событием для формирования фобической реакции. Сами такие события, сегодня называются психотравмами.
Психическая травма отличается от простого научения скоростью формирования условного рефлекса. Если в обычном случае нам требуются десятки, а то и сотни повторений для создания рефлекса, то в случае травмы такие рефлексы образуются мгновенно, что связано с особенностями функционирования нашего мозга.
В частности, за страх и реакцию стресса в нашем мозге ответственен отдел под названием «миндалина». Именно миндалина активируется, когда мы впадаем в состояние страха. В этот момент тормозиться деятельность отделов ответственных за наше сознание и семантическую память[v] и происходит одномоментное запечатление обстановки испуга и нашей реакции на нее, то есть формируется условный рефлекс. Это происходит, потому что нашей примитивной части мозга крайне важно запомнить, что же нас испугало и как мы спаслись, чтобы уметь быстро среагировать на подобную опасность и предохранить нас от нее в будущем[vi]. Однако, к сожалению, далеко не всегда такая опасность бывает реальной, а наш мозг просто реагирует в холостую пугаясь, того, что на самом деле не несет никакой угрозы.
Надо понимать и то, что в виду развитости психики современного человека, аэрофобия может сформироваться не только при непосредственном воздействии пугающей ситуации, но и тогда, когда мы лишь придаем высоте пугающее значение. Например, после терактов 11 сентября жители Америки предпочли использовать для передвижения именно автомобили, а не самолеты, то есть они испугались своих же ожиданий[vii].
Причем связи, которые мы выстраиваем далеко не всегда могут быть такими простыми и очевидными, так как, порой, наш страх полетов может быть изначально вообще никак не связан ни с высотой, ни с полетами…
Глубинная травма при аэрофобии
Как было сказано, аэрофобия далеко не всегда образуется в результате непосредственного испуга человека высотой или полетом. Ведь наш мозг способен связывать, не связанные между собой события и придавать им собственные значения. И также как значение «катастрофа 11 сентября» придавалось людьми полетам после этого события, также полетам может приписываться и любое иное значение, например, «полет = страх остаться одной», «полет = невыносимые перемены», «полет = смерть бабушки в аварии» и т.д. Люди способны придавать свои глубинные смыслы тем или иным объектам и уже реагировать на эти смыслы, тем самым самостоятельно производя обуславливание мыслей и ситуации.
Именно поэтому в глубинной терапии любая фобия рассматривается скорее, как проекция внутреннего объекта страха. Например, человек со страхом мужчин может проецировать на них образ отца, который его бил в детстве. А человек со страхом высоты может проецировать на высоту образ того, как его жизнь рушиться или какие-то результаты, которые он не достиг в своей жизни, и которые принесли ему разочарование. Таким образом, больные аэрофобией могут иметь собственную сложную цепочку взаимосвязей, которая привела их к данному расстройству. И именно разбором таких взаимосвязей и занимаются представители глубинной психотерапии: психоаналитики, гештальт-терапевты, гипнотерапевты и др.
Механизмы и методы лечения аэрофобии
Современная гипнотерапия является эффективным и универсальным методом лечения аэрофобии, так как позволяет сочетать в себе методики различных подходов в психотерапии и воздействовать на варианты аэрофобии с разной этиологией (происхождением). В целом среди методов, применяемых в гипнотерапии для лечения страха полетов и высоты, можно выделить три основных: поведенческая или экспозиционная терапия; глубинная или регрессивная гипнотерапия; эмоционально-образная терапия в гипнозе.
Экспозиционная терапия – наиболее эффективный и доказанный метод
Экспозиционная терапия – это один из классических методов поведенческой терапии, который на сегодняшний день показывает наибольшую эффективность в борьбе с фобиями. Он базируется на законе угасания условного рефлекса: если тот или иной рефлекс не имеет реального результата, то вскоре он угаснет, поскольку не отвечает требованиям адаптации к среде. Если говорить проще, то экспозиционная терапия сводится к принципу «взгляни в глаза своему страху». Конечно, при таком подходе человек может по началу испытывать ужас и панику, но так как он не будет получать подкрепления этим реакциям («я боюсь, что упаду, но этого не происходит»), мозг постепенно адаптируется к ситуации и отказывается от ненужного рефлекса, а человек приобретает возможность спокойно находится в обстоятельствах, которые до этого его пугали.
Обычно такая терапия сводиться к непосредственной встречи с объектом. Например, если человек боится собак, то терапевт может привести ему щенка и продержать рядом с ним какое-то время, пока клиент не адаптируется, затем повторяя операцию с собаки больших размеров. Однако, в реальности такой способ не всегда удобен, а в случае некоторых фобий, таких как аэрофобия вообще невыполним, поскольку мы не может постоянно заставлять человека летать на самолете. В этом случае на помощь и приходит гипноз, который позволяет активизировать воображение человека и использовать его фантазию вместо реальной ситуации (стоит сказать, что наш мозг с трудом отличает реальное от воображаемого). Далее мы приведем пример подобной работы.
Сергей, 38 лет. Клиент обратился со страхом полетов, который не давал ему возможности получить продвижение по службе. Гипнотерапевт решил использовать механизм регрессии (воспоминания глубинной травмы), однако, оказалось, что свою травму Сергей прекрасно помнит… Когда он был ребенком, они гуляли по мосту с матерью и отцом, который находился в алкогольном опьянении. Отец решил «пошутить» и поднял маленького мальчика, выставив его за перилла на большой высоте над водой. Мальчик ничего не мог сделать, его окутал ужас. Отец, конечно, быстро поставил мальчика на место, однако, Сергей запомнил этот урок на всю жизнь.
Лечение клиента состояло в том, чтобы проигрывать ситуацию и различные ее аспекты достаточно большое количество раз, пока он не адаптировался к происходящему. Важно было проработать различные проявления страха Сергея в тот момент. Это и непосредственное ощущение страха перед возможностью падения, и ощущение беспомощности, и ощущение ненависти к отцу и чувство предательства матери, которая «не защитила». В итоге работа сопровождалась не только поведенческой наработкой, но и изменением внутренних схем восприятия и отношения клиента к родителям, после чего он смог свободна передвигаться на летательных аппаратах.
Регрессивная или глубинная психотерапия
Регрессивная гипнотерапия базируется скорее на поиске смыслов, которые придаются пугающей ситуации и психической травмы, связанной с ними. Здесь важно понять логику мышления пациента и то, как события его жизни фиксировались именно на страхе перед полетами. Для этого гипнотерапевт проводит так называемую регрессию. Регрессия – это метод гипнотерапии, который позволяет быстро и эффективно отыскать значимую вытесненную травму в памяти клиента. После того, как травма найдена, гипнотерапевт прорабатывает ее, помогая клиенту выразить эмоциональный заряд, связанный с ней и изменить своё мышление.
Алина, 25 лет. Алина долгие годы не позволяла себе полеты на курорт, хотя очень хотела этого, а все из-за ее страха полетов. В итоге она пришла на гипнотерапию с этим запросом, а также со страхом высоты. Гипнотерапевт опросил Алину по поводу ее недуга: «что вы чувствуете во время полета?», «какие мысли и ощущения в теле возникают?», «когда это началось?». Оказалось, что Алина не просто чувствовала страх высоты, но даже в большей мере одиночество и страх остаться одной. Это дало определенную зацепку и при дальнейшем опросе оказалось, что во время полета Алина всегда просит других людей помочь ей и подержать ее за руку.
Гипнотерапевт уже догадывался с чем связан страх Алины и начал проводить регрессию. Первые ситуации, которые вспоминала Алина были типичны для этого страха: «испугалась в самолете», «испугалась в аттракционе», «испугалась, когда ехала в фуникулёре». Однако, как только дело подошло к более раннему возрасту, начали всплывать ситуации несколько иного содержания: «все ушли играть без меня», «забыли забрать из детского садика», «я в кроватке, а родителей как будто долго нет». Терапия была направлена на проработку этих ситуаций путем высвобождения подавленных эмоций и работы с внутренним ребенком. Однако, самым важным оказалось осознание связи между всеми этими событиями и текущим симптомом. Клиентка поняла, что полеты стали для нее способом компенсации страха одиночества. Именно страх одиночества и брошенности заставлял ее испытывать аэрофобию и просить других людей находиться рядом. После того, как клиентка осознала свою проекцию одиночества на процесс полета, фобия ее больше не беспокоила.
Эмоционально-образная терапия в гипнозе
Достаточно часто в гипнотерапии вместо рациональных методов применяются методы работы с образами. Это необходимо, поскольку определенное число клиентов просто не способны вспомнить свои травмы, они с трудом переживают эмоции и им сложно погрузиться в гипноз. В этом случае эффективно работать с помощью метода эмоционально-образной терапии, которая за счет своей «образности» позволяет человеку намного сильнее погрузиться в свои фантазии, в то же время переживая выплеск эмоций на фантазийном, а не на поведенческом уровне. Эмоционально-образная терапия позволяет передать глубинный смысл страха в виде образа, актуализировать напряжение, связанное с ним, а затем отреагировать его в виде трансформации образа страха.
Виктория, 34 года. Виктория обратилась со страхом полетов к гипнотерапевту, однако, не являясь глубоко гипнабельной и эмоциональной личностью. В связи с особенностями Виктории, гипнотерапевт решил воспользоваться именно эмоционально-образной терапией. Сначала гипнотерапевт провел индукцию с элементами расслабления, а затем попросил клиентку вспомнить недавнюю ситуацию, где она испытывала страх полетов. Попытки провести регрессию приводили лишь к воспроизведению воспоминаний сознательного периода, которые не были заряжены эмоционально и не являлись первопричиной расстройства. Тогда гипнотерапевт предложил клиентке вжиться в ситуацию полета и представить свой страх в виде образа. Виктория представила свой страх в виде пугающей безграничной бездны. Эта бездна как бы засасывала в себя, вызывая ужас от того, что может быть на глубине этой бездны. Гипнотерапевт решил воспользоваться вариантом образной экспозиционной терапии или методом парадоксальной интенции и предложил клиентке, все-таки, погрузиться в эту бездну. По мере того, как клиентка делала это, она испытывала все больше страха, в какой-то момент, начав отказываться от дальнейшего погружения, но гипнотерапевт настаивал на своем. В итоге, Виктория все-таки погрузилась в бездну, которая олицетворяла ее глубинный страх, и, как ни странно, этот самый страх просто исчез. Виктория обнаружила, что в бездне нет ничего страшного и смогла интегрировать ее как свою часть личности, которая не только пугает, но и оберегает клиентку. Это привело и к исчезновению реального страха, что позволило клиентке свободно осуществлять полеты между городами и странами.
Эффективность применения гипнотерапии в лечении аэрофобии
Наиболее эффективным методом в борьбе с аэрофобией на сегодняшний день считается экспозиционная психотерапия[viii] [ix]. Не меньшую эффективность показывает гипнотерапия (она же часто применяется при экспозициях), причем не только в лечении аэрофобии[x], но и других вариантов тревожных расстройств[xi]. Отдельно проведены исследования именно по регрессивной гипнотерапии, которая также была эффективна в лечении аэрофобии[xii].
В итоге, можно сказать, что гипнотерапия является универсальным методом борьбы с фобиями, а, в частности, со страхом полетов, так как позволяет реализовывать как классические техники поведенческой терапии, так и разбирать глубинный смысл травматической ситуации.
Список используемой литературы:
[i] Мulcahy, RA; Blue, RS; Vardiman, JL; Castleberry, TL; Vanderploeg, JM (2016). “Screening and Mitigation of Layperson Anxiety in Aerospace Environments”. Aerospace Medicine and Human Performance. 87 (10): 882–889.
[iii] Павлов И.П. Рефлекс свободы. – СПб.: Питер – 2001, – 432 с.
[iv] Алексей Паевский, Снежана Шабанова. Великие психологические эксперименты: «Маленький Альберт». «Троицкий вариант». elementy.ru (8 мая 2012).
[v] Lieberman, M. D., Eisenberger, N. I., Crockett, M. J., Tom, S., Pfeifer, J. H., Way, B. M. (2007). Putting feelings into words: Affect labeling disrupts amygdala activity to affective stimuli. Psychological Science, 18, 421-428.
[vi] 153. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект = Emotional Intelligence. — М.: «АСТ», 2009. — 480 с.
[vii] “Afraid to Fly After 9/11, Some Took a Bigger Risk – In Cars”. Wall Street Journal. March 23, 2004. Retrieved October 11, 2013.
[viii] Oakes, M; Bor, R (November 2010). “The psychology of fear of flying (part II): a critical evaluation of current perspectives on approaches to treatment”. Travel Medicine and Infectious Disease. 8 (6): 339–63.
[ix] Spiegel D., Maruffi B., Frischholz E.J., Spiegel H. Hypnotic responsivity and the treatment of flying phobia. American journal of clinical hypnosis. 2015;57(2):156-64; Bakal P.A. Hypnotherapy for flight phobia. The American Journal of clinical hypnosis. 1981 Apr;23(4):248-51
[x] Epstein, S. J.; Epstein, Seymour J. (1977). “Short-term Hypnotherapy for the treatment of flight phobia: A case report”. American Journal of Clinical Hypnosis. 19 (4): 251–254
[xi] Rogers, Janet (May 2008). “Hypnosis in the treatment of social phobia”. Australian Journal of Clinical & Experimental Hypnosis. 36 (1): 64–68.
Победить аэрофобию
Интервью в программе “Утро с губернией” 6TV
В современном мире полеты на самолете – дело совершенно обычное. И, тем не менее, боязнью полетов в той или иной степени страдает четверть взрослых россиян. А это значит, что около 16-ти миллионов человек либо буквально преодолевают себя, чтобы подняться на борт самолета и испытывают в полете серьезнейший психологический дискомфорт, и даже физическое недомогание, либо же вовсе отказываются от полетов. С одной стороны, самолеты, по статистике, являются самым безопасным транспортом. Ученые подсчитали, вероятность погибнуть, будучи авиапассажиром, составляет 1 на полмиллиона. Сравните эти данные с автокатастрофами, которые ежедневно происходят на дорогах. Так вот, вероятность благополучного приземления вашего самолета равна 99,99%. Неплохо, не правда ли? Есть даже шутка, что самое опасное в авиапутешествии – это дорога до аэропорта. И, несмотря на все эти доводы, огромное количество людей страдает от страха полета. И чаще всего страх этот необъясним. Специалисты Общества Транспортной и Авиационной Медицины заверяют, аэрофобия в некотором смысле ественна – ведь летать человеку несвойственно от природы. Но с ней можно справиться в 92% случаев.
Аэрофобия, как в принципе и другие фобии и неврозы – это болезнь вдумчивых людей с высоким интеллектом. Давайте разберемся с тем что такое страхи и чем они отличаются от фобий. Страхи реальные – это обычные, совершенно нормальные эмоциональные страхи. Трудно установить границу между физиологическим и патологическим страхом. О патологии можно говорить тогда, когда страх становится постоянным и так сильно овладевает нашими эмоциями, что мешает повседневной жизни. Как правило, фобии не имеют какой-либо определенной причины и не относятся к какой-нибудь конкретной ситуации. В какой-то момент человек начинает испытывать беспокойство, появляется ощущение, что ему что-то угрожает, но он не может определить, что именно. Человек боится за себя, за семью, за родину, а иногда за весь мир.
Существуют специфические критерии разграничения страха и фобии. Вообще вспоминается старая добрая психиатрическая байка о том, что выраженная норма – это уже патология.
1 Критерий – иррациональность страха, несвязанность его с реальным положением вещей, местности, событий и ситуаций.
2 Критерий – сопутствуюящая дезадаптация человека, испытующего подобное состояние, она обычно длительна – от 2х недель до полугода или адже нескольких лет и проявляется как психическими, так и сомато-вегетативными симптомами.
3 Критерий – постоянное избегание ситуации или предмета фобии, ограничение себя в передвижении и любом другом соицально-важном функционировании.
С одной стороны, аэрофобия, как и любой человеческий страх, вызванный инстинктом самосохранения — вполне естественное явление, но с другой, когда боязнь летать переходит границы разумного, с этим нужно бороться. Поскольку для человека полеты не свойственны от природы, то он этого опасается, испытывает волнение перед полетом, хотя по большому счету такое состояние назвать научным термином «аэрофобия» нельзя. Другое дело, когда в момент обострения боязни начинают происходить не только психические, но и физические изменения в организме человека — одышка, головокружение, учащенное сердцебиение, вплоть до обморока. В этом случае должно проводиться комплексное лечение аэрофобии.
Наибольший страх аэрофобы испытывают во время взлета и посадки. Именно в эти моменты самолет, а вместе с ним и пассажиры, испытывают самые серьезные перегрузки. Любой незначительный скрежет или встряска, наклон самолета или турбулентный поток способен вызвать у подверженного аэрофобии человека приступ панической атаки. Ведь все время до этого аэрофоб находился в состоянии тревожного ожидания, нервного перенапряжения, перед его глазами проплывали картины страшных катастроф. Еще больше аэрофобия обостряется на фоне стрессовых ситуаций, сложных жизненных испытаний, депрессии или усталости. Кто-то боится, что самолет сломается во время полета и начнет падать или попадет в сильную грозу и в него ударит молния. Кто-то опасается за собственное здоровье, ведь самолет — закрытая территория, и врачи и помощь находятся далеко внизу.
Клинически протекание фобии ознаменуется не перед самой посадкой в самолет, а намного раньше. Уже за несколько дней до указанного в билете времени человек становится раздражительным и нервным, может начать страдать бессонницей или кошмарами, связанными с ожиданием полета. Некоторые аэрофобы начинают отыскивать информацию о типе того самолета, на котором им предстоит полет, изучать статистику его катастроф и поломок. Во время самого полета аэрофобы не могут расслабиться, испытывают сильное мышечное и нервное напряжение, принимают алкоголь, прислушиваются ко всем шумам, присматриваются к поведению экипажа, соседей по салону, считают минуты до посадки. Сильная турбулентность или воздушные ямы легко вызывают у людей, страдающих аэрофобией, приступы паники, сбои дыхания, дрожь в конечностях и сильное сердцебиение, но и после того как самолет приземлится им еще долго не удается успокоиться. У некоторых людей аэрофобия настолько сильно выражена, что они могут запросто отказаться от путешествия или выгодной работы, если они связаны с регулярными полетами на самолетах.
Причин аэрофобии множество, при этом одна из редчайших связана именно с пережитой катастрофой либо клиентом, либо одним из близких, и тогда она развивается в структуре постравматического стрессового расстройства. Есть более частые причины и они в большей степени связаны с протеканием у человека первично-возникшей паники или уже сформированного панического расстройства, то есть представьте у человека во время взлета возникает приступ паники, усиленный перегрузками, а также страхом смерти и это закрепляется ситуацией и окружением человека. Могу сказать, что в клинической практике это идин из самых частых вариантов развития аэрофобии. Также аэрофобия присутствует в структуре других фобий, и тогда мы можем говорить о генерализованной тревожной реакции человека с массой фобий. Либо аэрофобия развивается просто как изолированная фобия у очень тревожно-мнительного человека, с богатым воображением и повышенной чувствительностью к стрессам. Также аэрофобия частый спутник (как в приципе и другие фобии) обычной человеческой депрессии. Это далеко не полный список возможных причин развития патологического, навязчивого страха полетов. И в лечении очень важно определится как раз с тем, что явилось первопричиной развития аэрофобии, поскольку в дальнейшем это скажется на характере лечения и прогнозе.
Психотерапия и лечение аэрофобии
Аэрофобия — это серьезное расстройство, которое может нанести урон психическому и физическому здоровью. Поэтому боязнь самолетов необходимо пытаться преодолевать, особенно, если летать приходится часто. Что можно сделать?
1. Во-первых, не стоит опаздывать на регистрацию и посадку. Переживая за то, как бы успеть, человек тем самым готовит весьма плодородную почву для своих страхов, испытывая так называемую упреждающую тревогу. К тому же пребывание в стерильной зоне аэропорта — это та зона, в которую пускают пассажиров, прошедших паспортный и таможенный контроль, а также проверку безопасности — поможет вам расслабиться и настроиться на нужную волну. Посмотрите на взлетное поле — самолеты взлетают и садятся каждую минуту, они почти ничем не отличаются от автобусов. Подумайте о воздушном транспорте как о рутине, и, возможно, аэрофобия начнет сдавать свои позиции.
2. Во-вторых, стоит заранее позаботиться о том, чтоб внешние факторы раздражения касались вас как можно меньше. Например, попросите место ближе к началу самолета, где меньше ощущается турбулентность и ниже уровень шумов.
3. В-третьих, такое популярное в народе «успокоительное» средство как алкоголь вряд ли может помочь справиться с аэрофобией, если вообще не усугубит ситуацию. Лучше пить больше воды, а ещё лучше — томатный сок. Во время перелета организм испытывает обезвоживание, что является дополнительным стрессом, который «подстегивает» аэрофобию. Томатный сок хорошо удерживает влагу в организме и кроме того не меняет свой вкус на большой высоте. Кстати, по статистике большинство пассажиров из предложенных напитков выбирают именно его. К тому же во время полета, отдавайте предпочтение белковой и углевожной пище, а также пище с большим содержанием сахара, учитывая энергетические затраты на стресс.
4. В-четвертых, не нужно молча сидеть, переживая свой страх: побеседуйте с соседом, найдите общую тему для разговора, поделитесь своими волнениями и услышите обязательные слова поддержки.
5. Если почувствовали, что паника вот-вот подступит, начните дышать глубоко и медленно, освободите горло от стягивающего воротника или аксессуаров, отрегулируйте и направьте в свою сторону прохладный воздух кондиционера, попытайтесь отвлечься, подумав о чем-то приятном. Для этого приложите к животу ладонь, старайтесь чувствовать дыхание, именно диафрагмальное, то есть дыхание животом. Делайте глубокий вдох, затем задержка и длинный выдох, такая дыхательная техника сможет успокоить ваш пульс, и тогда чувство паники отступит.
6. При чувстве паники иногда полезней напрячь все мышцы, задержать дыхание на вдохе и оставаться в этом состоянии примерно около минуты. После чего резко расслабить мышцы и глубоко выдохнуть. Упражнение можно повторять до исчезновения напряжения в теле.
7. Павлов в своих трудах, часто указывал, что фобия нейрофизиологически это определенный участок мозга с низко-интенсивным возбуждением, если по русски, то это страх который просто не прожили до конца и при ситуациях стресса, а также попаданию в саму ситуацию страха – возбуждение участка мозга моментально усиливается, рождая ощущение паники. Поэтом часто клиентам рекомендуют понаблюдать свое состояние во время полета – и если возникает чувство паники – попробовать усиливать его, наблюдать, усиливать, снова наблюдать, и снова усиливать, про себя говоря “А посмотрим, что будет дальше”, “А могу ли я еще сильнее бояться”. Этот метод работы со страхом в психотерапии именуется парадоксальной интенцией, то есть не избеганием ситуации страха, а как раз поворотом к этом страху лицом, посыл парадоксальной интенции следующий (и он не подвергается сомнению, поскольку это абсолютная правда) – методики избегания страха формируют почву как раз для его формирования, а если клиент сможет его усилить сознательно и поймет, что не умер, ничего не разрушилось, значит он получит доступ к контролю своего состояния, а то, что мы можем контролировать – патологией и неврозом назвать уже нельзя))) К тому же пациенты с паническим расстройством в практике – одни из самых здоровых людей, они никогда не страдают сердечно-сосудистыми расстройствами, поскольку их постоянная жизнь это тренировка сердечной мышцы под воздействием паники.
8. Можно представить свой страх в виде образа или предмета, а потом. уничтожить его! Произойдет так называемая визуализация фобии. Каждый человек способен найти конкретный образ, наиболее подходящий именно ему.
9. Собираясь в полет, нужно надеть свободную, не стесняющую движений одежду. Во время полета хорошенько поешьте – пища повысит уровень сахара в крови и снимет излишнюю тревогу. Жвачка также поможет справиться с напряжением.
10. Овладеть техникой остановки мыслей, она часто предлагается клиентом для решения вопросов лечения фобических состояний и состоит из этапов визуализации мыслей о фобии, их выделении на фоне общих мыслей и постепенной фокусировкой на них с полудующим восклицанием “Хватит”, “Стоп”, такие тренировки при постоянной практике позволяют клиенту сформировать условный рефлекс остановки мыслей о фобии.
Профессиональная же помощь может включать в себя несколько этапов.
Первый – индивидуальный подбор медикаментов, если состояние и степень тяжести аэрофобии довольно выражено, или выражена причина формирования фобии. Такой подход гарантирует эффективность и безопасность лекарств.
Второй – корригирующая психотерапия, в ходе которой психолог или психотерапевт в подробной беседе с пациентом находит причины его аэрофобии и с помощью специальных психологических техник устраняет их. Ведь люди опасаются летать по разным причинам: кто-то боится технической неисправности самолета, кто-то – террористов, другие – что в полете что-то произойдет с их здоровьем… Найти главную причину иррационального страха – половина успеха в лечении фобии, вот поэтому эффективность групповых сеансов на порядок ниже, чем сеансов индивидуальных. Чаще всего это индивидуальная психотерапия в совокупности с медикаментозным лечением или без него.
И, наконец третий это использование в лечении и коррекции методов нейро-физиологической реабилитации – использование приборов биологической обратной связи, систем дополненной реальности, виртуальной реальности.