Бугельный подъемник своими руками

Самодельный горнолыжный подъемник

Еще несколько лет назад задумывался о подъемнике, однако, понимал, что одному такой проект не потянуть. Минувшей осенью мой товарищ-сноубордист Игорь показал мне видео, где лыжники и сноубордисты поднимались в гору на собственном подъемнике. Мне стало интересно, посмотрел другие видеоролики на YouTube как оказалось, таких разработок много – наших и зарубежных. После просмотра роликов созрел для постройки своего горнолыжного подъемника.

Сразу же вспомнил журнал “Моделист-Конструктор”, где пару раз публиковались конструкции горнолыжных подъемников, нашел эти журналы в домашней библиотеке и начал изучать. Если кому-то интересно, можно посмотреть МК 1982-02 и МК 1989-11. Несмотря на давность написания статей, они актуальны до сих пор, разумеется, с применением современных технологий и материалов.

Продолжал смотреть ролики и искать информацию на зарубежных сайтах. Как оказалась, у зарубежных умельцев есть целые форумы, посвященные конструированию лебедок и подъемников. Вначале долго решали вопрос с двигателем. Рассматривали разные варианты, даже двигатель от «Минска» и вообще, подъемник на базе этого мотоцикла. В итоге приобрели двигатель Lifan 168F-2L, мощностью 6,5 л.с., редуктором 2:1. Двигатель довольно хорошо заводится на морозе, не прихотливый, прост в эксплуатации, экономичен.

Осталось определиться с типом подъемника. Приглянулись два типа подъемников: с «барабаном» и с «двумя шкивами» – так условно мы их называли.

Подъемник с «барабаном» прост в изготовлении, барабан вращаясь приводит в движение трос и на этот же барабан после катания трос сматывается. По началу мы планировали делать именно такой.

Второй вариант с «двумя шкивами», мы его увидели на ролике горнолыжной базы в Надыме. Связался с владельцем, но тот молчал как рыба – не рассказал ни о каких конструктивных особенностях данного подъемника. Лишь сообщил стоимость подъемника (не малую), высказал свое мнение о подъемнике и отправил на сайт разработчика. Понимал, что разработчик мне ничего не скажет, поэтому даже писать не стал. Я захотел сделать подобный подъемник. Выглядел он солидно, но достаточно сложен в изготовлении, в отличие от подъемника барабанного типа. Многие конструкции барабанного типа из интернета выглядели немного страшноватыми, а я хотел, чтобы конечное изделие получилось красивым.

Игорь наоборот, хотел сделать подъемник барабанного типа. По началу наши мнения немного расходились.

Сделав необходимые расчеты, занялись поиском подходящего барабана. Однако, ничего хорошего не нашли, а время шло. Точить барабан или переделывать автомобильный диск не хотелось. В итоге решили идти по сложному пути… Немного забегая вперед, скажу, что фотографий будет немного, особенно некоторых деталей и узлов. Возможно, мы будем делать такие подъемники на коммерческой основе, поэтому информацией делиться не будем.

В начале не могли найти шкивы. В автомагазинах и авторынках ничего подходящего не было. Даже на металлобазах ничего не нашли. Точить под заказ было дороговато, но перед Новым годом я уже решил заказать шкивы токарю, нашел подходящую организацию в Екатеринбурге и после праздников они ждали мой чертеж. Внутренний голос подсказывал мне, что нужно чуток подождать, и вот, настал нужный момент! Практически за смешные деньги мне предложил два шкива добрый человек из Карелии. Через две недели шкивы были у меня.

Еще два шкива достал для нас дядя Игоря. Кроме того, он познакомил нас с хорошим токарем-профессионалом, на его работы смотреть приятно.

Помимо поисков шкивов мы искали трос и даже подумывали о приобретении полиамидной веревки. Перед Новым годом купили трос, 310 метров. Хотели 500, но у продавца оказался остаток 310 метров, решили не отказываться, потому что оцинкованный трос диаметром 5 мм за 15 рублей в Перми не найти. Тем более Новый год на носу.

Следующий этап работы с тросом – сплесень. Посмотрев картинки на сайтах, решил сделать сплесень на коротком куске троса. Первый блин был комом. Получился короткий и некрасивый сплесень. Скачал книгу по такелажным работам, почитал внимательно и попробовал вновь. Второй раз получилось хорошо. Предстояло сделать длинный сплесень на большом куске троса. Считаю, работа выполнена очень хорошо, но не отлично. Способ плетения рассказывать не буду, лучше открыть соответствующую литературу. Скажу лишь одно – распустил 32 витка.

Читайте также:
Бесконтактный пускатель своими руками

Барабан для сматывания троса решили сделать из автомобильного диска. Немного поработав болгаркой, облегчил диск, а Игорь приварил прутики. Потом в погоне за малыми габаритами подъемника, изготовленный барабан оказался великоват. Пришлось переделывать. Расширили барабан, укоротили прутики, а в итоге вообще пришлось их убрать, поскольку 310 метров троса умещаются без проблем. Думаю, на наш барабан войдут и все 500 метров. Вес 310 метров троса и барабана – 32,2 кг.

Нижняя станция имеет Т-образную форму, полностью разбирается. Под шкив использовали корпусные подшипники UCP-205.

Рама подъемника сварена из прямоугольного металлопрофиля и уголков.

Бугели изготовлены из 3-мм листового металла. В начале Игорь сделал бугели с веревкой и фанерным кружком, но потом пришили тесьму. Веревку в руках удерживать тяжело.

В первый день весны прошли испытания не только подъемника, но и нас. Тащить по снегу подъемник было тяжело. Мы понимали, что потом будет еще сложнее – подъем конструкции в гору.

Покатались немножко по школьному стадиону.

Потом приварили лист оцинкованного железа к днищу подъемника, чтобы он меньше увязал в снегу. И уже через несколько дней, при подъеме в гору, мы почувствовали некоторое облегчение, поскольку подъемник меньше зарывался в снег. Первые испытания закончились и первым огорчением. Нас подвел старый ремень, который использовался в передаче. Меня и Игоря подъемник не тянул в гору, шкивы буксовали. А вот ребята-семиклассники, помогавшие нам с установкой, покатались и были довольны.

Предстояла замена ремня. Такого же ремня, какой использовался в нашей конструкции у нас не было и в магазинах тоже. Пришлось ставить более короткий ремень, а для этого снимать двигатель, натяжной рычаг и пересверлить отверстия под крепежные винты. Операция не сложная, но постройка подъемника меня очень вымотала, сверлить мне не хотелось, проще было съездить в город и купить ремень. Но медлить нельзя, поскольку снег начал таять, опасался, что вообще не покатаемся в этом сезоне. Переборов себя, вечером 23 марта, пересверлил отверстия и наш подъемник был готов к очередным испытаниям…

И вот, 24 марта наш подъемник был на горе. Конечно, была небольшая недоделка, которую Игорь быстро устранил с помощью сварочного аппарата.

Запуск двигателя, запуск троса…и Игорь поехал! Пожалуй, самый радостный момент за весь день да и вообще за время постройки подъемника! Заправив бак бензином, начались покатушки! Катались около трех часов, без каких-либо проблем, все работало идеально. Катались втроем, подъемник тянул нас легко. И было приятно видеть останавливающиеся и притормаживающие автомобили рядом с местом катания.

Скорость подъема 8-10 км/ч.

Испытания закончились успешно, мы были очень уставшие, но довольные!

За последние два месяца проделана большая работа, результатом практически доволен. Летом предстоит модернизация: замена ступицы, крепежных элементов, установка защитных щитов, покраска и многое другое.

А пока снег не растаял, будем кататься! Хорошо, когда есть своя маленькая горнолыжная база!

Хочу поблагодарить за помощь:

Владимира Николаевича (дядя Игоря) – привез шкивы из Перми, помог с токарными работами, достал шкивы для нижней станции и ступицы.

Сергея Егоровича (отец Игоря) – возил нас по магазинам, знакомым, покупал металл.

Андрея (брат Игоря) – помог с доставкой троса, покупал звездочки, подшипники.

Сергея (мой брат) – получил шкивы из Карелии и передал их Владимиру Николаевичу.

Читайте также:
Вакуумная сушильная камера для древесины своими руками

Сергея Геннадьевича – поделился металлопрофилем.

Мобильный горнолыжный подъёмник

#1 sed_alex


Популярное сообщение!

Приветствую! До этого молчал как партизан ибо работы было много и некогда было забрать последние детали из покраски. Итак на суд общественности предоставляется бензиновая версия малого мобильного горнолыжного подъёмника.

Габаритные размеры изделия таковы, что в разобранном состоянии все помещается в багажник Volkswagen Golf.
Масса приводной станции — 62 кг (мотор редуктор + рама + двигатель + шкив)/
Общая масса всех составных частей с 220 метрами 16 мм троса — 120 кг.
На видео используется тестовый отрезок 12 мм троса.
Расчетное натяжение троса — 600 кг.

На видео не установлены преднатяжители и выравниватель положения шкивов (регулируют от +25 до -25 градусов от горизонтали).

Конкурсная работа № 59, предоставлена в рамках Конкурса «Сделано своими руками»

Спонсоры Конкурса
Ресанта — ведущий поставщик электрооборудования для сварки, тепла и комфорта.

Тиберис — первый интернет-гипермаркет сварочного оборудования.

Евротек — интернет-магазин строительного оборудования.

  • Наверх
  • Вставить ник

#2 DED 1

А почему шкив не вертикально, это чем то обусловлено? И ещё, шкив самодельный или от чего то?

  • Наверх
  • Вставить ник

#3 митька51

У нас 2 года назад был сделан подъемник.Только там электродвигатель с редуктором был запитан от бензогенератора.У Вас все рациональнее.Вот видео.

  • Наверх
  • Вставить ник

#4 DED 1

  • Наверх
  • Вставить ник

#5 sed_alex

Это вторая модификация подъёмника.

На видео бензиновая версия (есть еще электрическая).

Двигатель в зависимости от тех. задания можно установить от 4 до 11 кВт (6,5 . 15 лс)

Первую версию можно посмотреть вот тут:

На счет горизонтального расположения шкива – в моем случае это обусловлено более простой компоновкой и меньшим количеством запчастей (габариты в разобранном состоянии таковы что наверное даже в микролитражку войдет)

Данное устройство развивалось как отдельное направление (сейчас готовим все документы для сертификации).

  • Наверх
  • Вставить ник

#6 koltsov67

Только надо порешать с безопасностью – поставить какой нибудь стоп датчик около шкива , или простенькую защиту ( кожух -отбойник) А то ребятишки не дай бог курткой или варежкой зацепят. Дежурство дело хорошее , но продумайте защиту от ” дурака ”

Сообщение отредактировал koltsov67: 19 Февраль 2014 04:29

  • Наверх
  • Вставить ник

#7 sed_alex

Все правильно, защита предусмотрена но при тестировании ее просто не ставили

  • Наверх
  • Вставить ник

#8 Gammi2011

Приветствую! До этого молчал как партизан ибо работы было много и некогда было забрать последние детали из покраски. Итак на суд общественности предоставляется бензиновая версия малого мобильного горнолыжного подъёмника.

IMG_20140214_160811.jpg

Габаритные размеры изделия таковы, что в разобранном состоянии все помещается в багажник Volkswagen Golf.
Масса приводной станции — 62 кг (мотор редуктор + рама + двигатель + шкив)/
Общая масса всех составных частей с 220 метрами 16 мм троса — 120 кг.
На видео используется тестовый отрезок 12 мм троса.
Расчетное натяжение троса — 600 кг.

На видео не установлены преднатяжители и выравниватель положения шкивов (регулируют от +25 до -25 градусов от горизонтали).

Конкурсная работа № 59, предоставлена в рамках Конкурса «Сделано своими руками»

Спонсоры Конкурса
Ресанта — ведущий поставщик электрооборудования для сварки, тепла и комфорта.

Тиберис — первый интернет-гипермаркет сварочного оборудования.

Евротек — интернет-магазин строительного оборудования.

Бугельный подъемник своими руками

Фуникулер – своими руками

Для туристов и горнолыжников в «больших» горах со сложным рельефом и существенным перепадом высот обычно ставят кресельные канатные дороги. На своем тягово-несущем тросе они, имеют специальные подвесы с одним или двумя креслами. Длина таких подъемников ограничивается 1,5—2 км: опыт показал, что подъем, превышающий по времени 10-15 минут, может в зимнее время привести к неприятностям — обморожению незащищенных участков кожи, особенно лица.

Читайте также:
ГОСТ на металлические трубы круглого сечения

Что касается так называемых «малых» гор, то здесь наиболее рационально применение канатной дороги с бугелями. Такие буксировочные подъемники частенько конструируют и любители, используя при этом самые обычные материалы и несложные механизмы. Несмотря на простоту и неприхотливость, они могут поднимать в гору по небольшой трассе до 500-700 лыжников за час.

Предлагаю описание и схему самодельного переносного подъемника, который хорошо зарекомендовал себя, работая в течение нескольких сезонов на горнолыжных склонах в Подмосковье.

Освоение лыжниками склонов «малых» гор и оврагов удобнее всего начинать с применением компактных канатных «лифтов», изготовленных с использованием тонкого стального троса и двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Такой подъемник легко привезти к месту катания, скажем, в багажнике автомобиля. Установка его на склоне силами 2-3 человек занимает не более получаса. А работу канатной дороги при длине 150-200 м может обеспечить мотор, имеющий мощность 6-12 л.с.

Наиболее подходящи для этой цели двигатели от мотороллеров «Вятка» — ВП-150М, «Тула» — Т-200М. Неоспоримое преимущество их — наличие коробки передач, позволяющей изменять скорость движения тягового троса, а значит, и лыжника, поднимающегося по склону. Надо только иметь в виду, что все двигатели должны быть с системой принудительного охлаждения.

Рис. 1. Передвижной бугельный подъемник для лыжника:
1 — ручка рамы-салазок,
2 — бачок-канистра,
3 — ведущий вал,
4 — кикстартер двигателя,
5 — глушитель,
6 — бугель,
7 — обратный блок,
8 — тяговый трос,
9 — двигатель,
10 — золотниковая камера карбюратора,
11 — обшивка днища рамы-салазок,
12 — автомат газа,
13 — ведущий шкив,
14 — рама-салазки подъемника,
15 — трос-расчалка,
16 — штырь.

Двигатель ВП-150М, например, легко устанавливается на раме-салазках с обшивкой из листа алюминия по днищу (рис. 1), а поскольку он представляет собой так называемый блок «мотор—колесо», то на ось просто насаживается ведущий шкив подъемника вместо снятого колеса. Канистру с горючим располагают выше карбюратора, чтобы топливо могло поступать в систему питания самотеком. Слив его остатков после окончания работы можно облегчить, поставив в бензопроводе краник. Как показала эксплуатация, расход двухтактной смеси при оборудовании двигателя автоматом газа не превышает 1-1,5 л/ч.

Рис. 2. Автомат газа:
1 — ведущий вал,
2 — основание приводящего механизма автомата газа,
3 — оболочка тросика золотника,
4 — тросик золотника карбюратора,
5 — рычаг управления,
6 — фиксирующий ролик,
7 — базовый ролик,
8 — перегибающий ролик,
9 — золотниковая камера карбюратора.

Конструкция простейшего автомата (рис. 2) следующая: на валу ведущего шкива крепится основание, на котором расположены ролики приводящего механизма. На оси базового ролика находится рычаг, с одной стороны несущий перегибающий ролик, с другой — соединенный с тросиком золотника карбюратора. Нагрузка, создаваемая усилием перегибания тягового троса, на холостом ходу уравновешивается усилием специально подобранной пружины карбюратора. При увеличении нагрузки (подъем лыжника) перегибающий ролик поднимается вверх, поворачивает рычаг и вытягивает тросик, поднимая золотник и автоматически увеличивая число оборотов двигателя. Без нагрузки он работает на минимальных отрегулированных оборотах, что позволяет существенно экономить горючее и, кроме того, упрощает для лыжника захват троса бугелем.

Рама-салазки крепится тросом-расчалкой к штырю, глубоко забитому в землю, или к стоящему вблизи дереву; благодаря этому подъемник удерживается на склоне. Таким же образом крепится и обратный блок. Трос растягивают между ведущим шкивом и обратным блоком. Обычно используют оцинкованный трос 4-6 мм и к нему — съемные эксцентриковые бугели. В нерабочем положении — при транспортировке подъемника — трос должен наматываться на ручки рамы. При эксплуатации переносного подъемника не требуются какие-либо опоры для поддержания троса. Однако необходимо внимательно следить за тем, чтобы ветви троса не перепутывались, не терлись о камни, не врезались глубоко в снежный наст.

Читайте также:
Гильотинный резак для бумаги своими руками

Важное значение имеет установка глушителя выхлопа для снижения уровня шума, что, конечно же, сделает отдых более приятным.

Конструирование различных вариантов подъемников показало возможность реального обеспечения веса его в пределах 60 кг, включая сюда и рабочий запас горючего — 10 л. Подъемник позволяет одновременно подниматься в гору 10-15 лыжникам.

Теперь рассмотрим конструкции бугелей — специальных устройств, с помощью которых лыжник захватывает трос и таким образом может подняться вверх по склону. Бугели бывают постоянно закрепленные на движущемся тросе или навесные.

Рис. 3. Бугель рычажного типа:
1 — тяговый трос,
2 — пластина бугеля, Д16Т,
3 — втулка, латунь,
4 — болт М6х25,
5 — ремень,
6 — кольцо ремня.

Простейшие навесные бугели рычажного типа работают по принципу заклинивания или перегибания движущегося троса (рис. 3). Могут быть они и с эксцентриковым механизмом (рис. 4). Рычажные состоят из металлической треугольной пластины несколько вытянутой формы и пары втулок на болтах. Втулки поставлены на определенном расстоянии друг от друга, обычно равном 1,25 диаметра троса, чтобы тот мог быть надежно зажат между ними. Углы пластины скруглены, и к длинному ее концу на кольце крепится ремень.

Рис. 4. Бугель эксцентрикового типа:
1 — накладка, текстолит, 4 шт.;
2 — заклепка 3 мм, сталь, 4 шт.;
3 — рукоятка, сталь, 2 шт.,
4 — тяговый трос;
5 — серьга, сталь,
6 — заклепка 6 мм, сталь, 2 шт.

Эксцентриковый бугель более сложной конструкции, но зато им удобнее и проще захватывать трос при «посадке» на подъемник. Он состоит из двух металлических рукояток с накладками из текстолита и металлической серьги между ними. Внутренние концы рукояток имеют неглубокую насечку, скруглены и поставлены по отношению к серьге на эксцентрики, роль которых играют стальные заклепки. При изготовлении такого бугеля необходимо помнить, что расстояние между концами-зажимами выбирается строго определенно в зависимости от диаметра троса.

Как пользоваться бугелем

А – фиксация бугеля на тросе.
Б – положение при подъеме лыжника на гору.
В – снятие бугеля с троса.

Прежде чем подняться на гору с помощью буксира, научитесь пользоваться бугелями. Запомните, что недопустимо делать на ремне петлю и продевать туда руку или наматывать ремень на кисть, нельзя также брать трос руками даже в перчатках или варежках; места «посадки» на подъемник и схода с него должны быть оборудованы горизонтальными площадками. Теперь возьмите бугель в руку, втулками вниз, в другую вложите ремень. Установите бугель на трос и слегка натяните ремень — трос пока будет проскальзывать, но если его сильнее потянуть, то бугель заклинит трос и пойдет вместе с ним вверх. Этот момент самый ответственный: если вы ослабите натяжение, бугель может соскочить. Чтобы этого не произошло, успевайте отрегулировать натяжение ремня рукой. Перед тем как начать движение вверх, сделайте шаг вперед, это смягчит рывок, уменьшит нагрузку на двигатель, и вам легче будет совершить посадку.

Подъехав к поворотному блоку подъемника, надо освободить трос от бугеля. Для этого достаточно слегка ослабить натяжение ремня, подтянувшись сначала на руках чуть вперед, а затем быстро выпрямив их. Можно также сделать энергичный шаг вперед, оттолкнувшись лыжей так, чтобы слегка обогнать движущийся трос: тогда ремень провиснет и бугель упадет. Помните, что нельзя бросать ремень, не освободив бугель от захвата, — трос может спружинить, и тогда ремень обмотается вокруг троса. В лучшем случае он будет разрезан в поворотном блоке, в худшем — возможна авария с выходом из строя подъемника.

ПРИМЕР РАСЧЕТА ФУНИКУЛЕРА

В качестве примера приведем расчет буксировочного подъемника для одноцилиндрового двухтактного двигателя от тульского грузового мотороллера ТГА-200 «Муравей», имеющего мощность 12 л.с. при 5200 об/мин, воздушное принудительное охлаждение и четырехступенчатую коробку передач.

Читайте также:
Глубинные металлоискатели своими руками

Авторы: Ю. Зотов, Н. Шершаков
http://patlah.ru

© “Энциклопедия Технологий и Методик” Патлах В.В. 1993-2007 гг.

ПОДЪЕМНИК ГОРНОЛЫЖНИКА

Горнолыжный спорт в нашей стране с каждым годом становится все более популярным, им увлекаются и взрослые и дети.

Нет смысла перечислять все его привлекательные стороны, достаточно привести характеристику, данную дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Георгием Гречко: «…Прежде всего это великолепный координатор всех систем организма человека: нервной, мышечной, кровеносной. Занятия горнолыжным спортом тренируют вестибулярный аппарат, вырабатывают скоростную реакцию и выносливость, делают человека сильным и ловким, неизмеримо повышают его работоспособность. И конечно, горные лыжи — настоящий генератор хорошего настроения. Каждое занятие, каждый выход на гору — это праздник, это радостное событие, которое долго помнится, и хочется, чтобы оно повторилось. Вот почему кто хоть один раз встал на горные лыжи, тот никогда уже с ними не расстается».

И в то же время горные лыжи — это не только спорт, но современная техника и технология, даже целая индустрия, производящая самые разнообразные механизмы и устройства — от точнейшей измерительной аппаратуры до специальных «пушек», которые при необходимости покрывают трассу снегом… Сюда же относится и разнообразное снаряжение самого спортсмена: автоматические крепления, жесткие высокие ботинки, обтекаемые костюмы, шлемы и, наконец, сами лыжи, включающие в себя многие достижения технического прогресса… Неудивительно поэтому, что каждый второй горнолыжник — не только спортсмен, но еще и мастер и даже конструктор.

Один из самых необходимых видов оснащения горнолыжной трассы — подъемники. Без них трудно накатать необходимые километры по заснеженным склонам — темп тренировок будет очень низким. Поэтому сегодня мы расскажем о подъемнике, разработанном в московском горнолыжном клубе «Чайка». Его конструкция вполне доступна для повторения силами коллектива небольшого самодеятельного клуба.

Малый горнолыжный подъемник МГП-300 предназначен для эксплуатации в так называемых «малых горах»: в холмистой и овражистой сельской местности, на окраинах городов. Рассчитан он на клуб численностью 100—150 человек (это число ограничивается в основном не производительностью подъемника, а возможностью поддержания трассы в хорошем состоянии, особенно в малоснежные зимы).

В качестве одного из основных требований к подъемнику принята его предельная простота и высокая надежность в эксплуатации, позволяющая обойтись без непрерывного дежурства на приводной станции (хотя ответственный дежурный по подъемнику на время его работы, конечно же, желателен). Поэтому предлагаемая конструкция может найти широкое применение не только в горнолыжных секциях, но и в домах отдыха, на зимних турбазах.

Схема горнолыжного подъемника МГП-300:

1 — приводная станция, 2 — холостая ветвь каната, 3 — рабочая ветвь каната, 4 — промежуточные опоры, 5 — бугель с фалом, 6 — нижняя опора.

Следует отметить, что в спортклубе «Чайка» подъемники МГП-300 успешно эксплуатируются более 15 лет.

Обеспечение полной безопасности подъема лыжников — не менее важное требование. Для этого применено устройство автоматической аварийной остановки, срабатывающее, например, при случайном попадании бугеля, миновавшего отбойник, в окно строения, ограждающего приводную станцию. В целом безопасность пользования подъемником гарантируется даже не имеющим квалификации любителям спуска, включая детей. Разумеется, начинающие должны получить специальный инструктаж.

Максимальная скорость тягового каната не должна превышать 3 м/с. Многолетняя практика эксплуатации подъемников подтверждает, что при такой скорости старт не представляет трудностей даже для детей. Расстояние между поднимающимися лыжниками составляет около 10 м, что соответствует интервалу по времени 3…5 с. Этого вполне достаточно для отцепки троса и освобождения финишной площадки.

Приводная станция подъемника представляет собой сборную конструкцию из швеллеров и угольников, состоящую из основания, стоек и распорки-лестницы.

Приводная станция:

1 — рама, 2 — электродвигатель, 3, 7 — кожухи, 4, 5 — клиноременные шкивы, 6, 9 — тросовые барабаны, 8 — тросовые шкивы, 10, 11, 12 — блоки, 13 — вертикальные стойки каркаса мачты, 14 — подкос, 15 — обойма блока грузового натяжного устройства, 16 — стержень грузовой обоймы, 17 — груз (бетонные блоки).

Читайте также:
Гравировка на нержавейке в домашних условиях

На основании расположен электродвигатель с малым шкивом клиноременной передачи, ведущий вал приводной станции с большим шкивом клиноременной передачи и двумя спаренными ведущими шкивами тягового каната. На станине также расположены блоки для запасовки каната, входной, обводной и выходной блоки и обойма для подвески натяжных грузов. Клиноременная передача и зона запасовки каната защищены кожухами.

В случае затруднения с подводом электропитания подъемник МГП-300 может быть выполнен в варианте с двигателем внутреннего сгорания, например Т-200М (мощностью 12 л. с.), имеющим принудительное воздушное охлаждение. Двигатель устанавливается на месте крепления электродвигателя, а на ведущий вал подъемника вместо шкива устанавливается звездочка цепной передачи. Двигатель имеет возможность перемещения для натяжения цепи. Передаточное отношение цепной передачи подбирается таким образом, чтобы при номинальных оборотах двигателя скорость движения каната на третьей передаче составляла около 2 м/с, а на четвертой — 3 м/с. Для экономного расхода горючего подъемник оборудуется автоматической регулировкой газа: при возрастании нагрузки увеличивается открытие дроссельной заслонки карбюратора двигателя — система переходит с холостого на рабочий ход.

Необходимо отметить, что при использовании электропривода легче обеспечить аварийную остановку подъемника, размещая по мере необходимости кнопки аварийной остановки в начале, середине и конце трассы подъема. Однако с использованием ДВС увеличивается мобильность подъемника: в случае необходимости его легче переставить на новое место.

Промежуточные опоры необходимы при большой протяженности или при сложном профиле трассы. На них устанавливается верхний ролик, служащий для поддержки возвратной ветви каната, и нижний рабочий ролик, предназначенный для ведущей ветви. Нижний ролик расположен на качающейся подвеске, что исключает возможность соскальзывания каната при случайных рывках.

Промежуточная опора:

1 — верхний ролик, 2 — стойка верхней рамы, 3 — качающаяся подвеска с нижним роликом, 4 — кронштейн, 5 — стойка опоры, 6 — ступени лестницы.

Нижняя опора, служащая для подвески нижнего возвратного блока подъемника, представляет собой качающуюся стойку с отверстиями (для регулировки высоты подвески блока) и телескопической оттяжкой-подкосом из двух труб, входящих одна в другую.

Нижняя опора:

1 — блок, 2 — качающаяся стойка, 3 — телескопический подкос, 4, 5 — опорные плиты.

Как видно из рисунка, такая конструкция позволяет в определенных пределах выбирать излишки длины тягового каната при его вытяжке в процессе эксплуатации, а также регулировать его высоту в месте «посадки» на подъемник. Нижняя опора в целях безопасности закрывается ограждением.

Схема запасовки троса.

Бугель — индивидуального типа, с латунной или бронзовой головкой, обеспечивающей сохранность каната, а также легкость зацепления и снятия. Практика подтвердила высокую надежность сцепления бугеля с канатом при любом рельефе трассы подъема.

Бугель:

1 — верхняя головка (латунь), 2 — кронштейн (сталь 45, калить), 3 — кольцо (сталь 3).

В качестве фала для бугеля обычно используется брезентовый ремень.

Схема автоматического управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя приводной станции:

1 — ведущий шкив (или звездочка), 2 — положение ремня (цепи) при повышенной нагрузке, 3 — положение ремня (цепи) при небольшой нагрузке, 4 — ролик, 5 — качающийся рычаг-регулятор, 6 — ведомый шкив (звездочка).

Расчет подъемника выполняется индивидуально для конкретной трассы. Например, если необходимо поднять лыжника на высоту Н=55 м при длине трассы L=150 м и среднем угле подъема α=20°, то можно рекомендовать двигатель от грузового мотороллера ТГА-200 «Муравей» (мощность Nдвиг=12 л. с. при 5200 об/мин с воздушным принудительным охлаждением и четырехступенчатой коробкой передач) или электродвигатель аналогичной мощности. ным охлаждением и четырехступенчатой коробкой передач) или электродвигатель аналогичной мощности. Тогда при заданной скорости движения каната на третьей передаче V=2 м/с, КПД подъемника η=0,8 и среднем весе лыжника Р=70 кг необходимое усилие S для подъема одного лыжника составит:

Читайте также:
Грунт для дисков из алюминия

где F тр — сила трения скольжения лыжника, Т — касательная составляющая от веса лыжника.

где f — коэффициент трения лыж по снегу (f=0,035), N — нормальная составляющая от веса спортсмена.

F тр=0,035*70*соsα=2,3 кг;

Т=70*sinα=22,68 кг, тогда S=22,68+2,3≈25 кг.

Тяговое усилие двигателя F равно:

Максимально возможное число лыжников n, одновременно поднимаемых подъемником:

Бугель

Чтобы получать удовольствие от катания на сноуборде или горных лыжах, мало освоить только спуск. Успешный подъем обратно на вершину важен не меньше. Бугельный подъемник – один из самых популярных видов подъемников на небольших или достаточно пологих склонах. Он-то и вызывает у начинающих больше всего проблем в использовании.

Бугель представляет собой натянутый по кругу через специальные опоры трос, который движется за счет работы мотора, установленного на верхней или нижней станциях. Лыжники и сноубордисты, которые хотят подняться на вершину горы, цепляются за трос, и бугель буксирует их по склону.

Типы бугельных подъемников

В зависимости от того, как можно зацепиться за основной буксировочный трос, бугельные подъемники делятся на несколько типов.

Бэби-лифт – представляет собой медленно движущийся трос с пластиковыми ручками или петлями, держась за которые поднимаешься на вершину склона. Натянут он обычно на высоте около метра. Чаще всего используется на детских и учебных склонах. С него стоит начать свое знакомство с бугельными подъемниками.

Т-образный бугель – форма устройства, которое будет тянуть вас наверх, напоминает перевернутую букву Т, называется оно штанга. Такой тип бугеля называют также якорь, или швабра. Сноубордисты, чтобы осуществить подъем, вставляют штангу между ног, и упор идет на внутреннюю часть бедра передней ноги. А лыжники просто слегка опираются корпусом на перекладину. Старт происходит с плоской площадки, что облегчает процесс посадки. Чаще всего штанга оснащена инерционным механизмом, спасающим от сильного рывка на старте. На Т-образном бугеле можно подниматься как поодиночке, так и вдвоем.

Тарелочный бугель, или Poma (по названию фирмы-изобретателя) – на конце каждой буксировочной штанги закреплена небольшая пластиковая тарелочка. При начале движения ее зажимают между ног. Такой тип бугельного подъемника только для одиночного использования. Здесь также используется механизм, защищающий от рывка на старте.

Бугель без приспособлений для крепления. Такой тип бугельного подъемника – прародитель всех остальных. Это натянутый на склоне трос, движущийся за счет мотора, расположенного внизу. Наверху находится мачта с роликом (шкивом). Для подъема надо зацепиться за трос специальным карабином, к которому привязан кусок брезентового троса (фал) длиной около полутора метров с закрепленной на конце палкой. Карабин этот как раз и называется «бугель», что дало название всем подъемникам буксировочного типа. При создании нагрузки бугель цепляется за трос, при ослаблении легко слетает с него.

Чтобы научиться пользоваться таким подъемником, требуется опыт и сноровка. При недостатке опыта подъем может быть попросту опасен. Трос покрыт маслом, кроме того, на нем бывают зазубрины. При неосторожном обращении рвутся и пачкаются одежда и перчатки. Кроме того, если не сработает специальный отбойник для карабинов, можно попасть одеждой или, что хуже, рукой во вращающийся барабан.

Если вы не уверены в своих силах, бугельных подъемников без приспособлений для крепления лучше избегать. Когда все-таки есть необходимость, такой подъемник можно сделать своими руками. Он удобен в использовании на небольших необорудованных склонах. Самодельный бугельный подъемник легко перевозится в багажнике автомобиля и монтируется на месте максимум в течение часа.

Учимся подниматься на бугеле

Использование бугельных подъемников разных типов имеет свои особенности. Также есть отличия посадки для лыжников и сноубордистов. Вот несколько общих правил, которые обязательны для всех:

  • не пытайтесь сесть на штангу бугеля (Т-образного или тарелочного), это приведет к неизбежному падению. Штанга рассчитана только на упор, она просто тянет человека вверх по склону;
  • при падении надо сразу отпустить бугель и отползти в сторону, чтобы не мешать поднимающимся следом. Если отстегнулись лыжи или выпали из рук палки, их тоже надо постараться быстро убрать;
  • нельзя съезжать в сторону с пути подъема;
  • не пытайтесь «поймать» бугель посередине подъема. Вам это вряд ли удастся сделать правильно, и велика вероятность получения травм;
  • не бросайте бугель перед опорой. Это может привести к остановке основного троса;
  • для первого раза выбирайте подъемник со специальным персоналом, который поможет при посадке;
  • расслабьте мышцы, подогните ноги в коленях. Не переносите сильно вес тела вперед или назад. Это поможет удержать равновесие, и сделает подъем максимально комфортным;
  • при пользовании бугельным подъемником без приспособлений для крепления ни в коем случае не наматывайте фал на руку.
Читайте также:
ГОСТ на гибку листового металла

Для начинающих лыжников научиться пользоваться бугелем проще, чем для сноубордистов. Но и на сноуборде это сделать не так сложно, как кажется на первый взгляд. Вот несколько советов, которые помогут новичкам-сноубордистам освоить бугель:

  • лучше отстегнуть перед подъемом заднюю ногу. В процессе движения на бугеле она ставится перед задним креплением;
  • придерживайте штангу бугеля передней рукой;
  • не пользуйтесь активно закантовкой, лучше ехать ровно, на скользящей доске;
  • даже если тип бугеля Т-образный, пользуйтесь им в одиночку;
  • старайтесь держать корпус ровно, смотрите в сторону движения.

Даже если не получилось с первого раза, не бойтесь пробовать еще. При соблюдении нехитрых правил бугель быстро станет вашим другом.

Марианна встает на сноуборд и укрощает бугель

Первая встреча с бугелем

«На счёт три тебе нужно отцепиться и проехать по инерции немного вперёд», — инструктор даёт последние указания уже на склоне. Моя левая нога свободно стоит на сноуборде, ведущая правая зафиксирована креплениями — я осваиваю бугельный подъёмник.

Это второе занятие с Ильёй, на прошлой неделе мы на такую высоту не забирались. Да и подъёмник в тот раз не выглядел настолько устрашающим: обычный движущийся канат, натянутый вдоль трассы. Правда, и там были свои хитрости — чтобы крюк не ударил по спине, нужно было ловить его не с места, а на скорости. Вроде просто, но без тренера я бы не справилась — девушка передо мной сделала что-то неправильно и упала на снег, застопорив всё движение.

Профи для любой задачи

  • Английский язык
  • Массаж
  • Уборка
  • Маникюр
  • Консультация психолога
  • Фотосъёмка
  • Ремонт бытовой техники
  • Стрижки
  • Русский язык
  • Мелкий ремонт
  • Наращивание ресниц
  • Биология
  • Обществознание
  • Фитнес
  • Макияж
  • Математика
  • Физика
  • Мытьё окон
  • Коррекция бровей
  • Химия
  • Помощь по дому
  • Причёски

Бугельный подъёмник гораздо сложнее. В интернете его называют адом для новичков: стоит на секунду отвлечься — и потеряешь равновесие, упадёшь и растянешься на снегу в шпагате. Так произошло с моей знакомой, и на этом её попытки освоить сноуборд закончились. Не хочу, чтобы со мной было так же!

Увы, без подъёмника не обойтись: этот же путь пешком займёт четверть часа. А стоит подумать, что доска весит килограммов шесть, а сноубордические ботинки не очень удобны для ходьбы, желание подниматься по крутому склону и вовсе отпадёт. Приходится побороть страх и готовиться к встрече с бугелем.

Бугельный подъёмник пугает многих новичков — не только меня

Вес нужно перенести на заднюю ногу, а если она соскользнёт с доски, быстро вернуть на место. Бугель похож на перетягивание каната: сначала тебя резко тащит вперёд, потом давление ослабевает, и тут главное — не завалиться на спину.

Мы стоим в паре метров от входа на подъёмник, где ждут очереди 5–6 сноубордистов и лыжников. Многие приходят кататься компаниями и перед турникетом оживлённо болтают, не обращая внимания на мороз и так пугающий меня свист бугеля.

Читайте также:
Гидравлический насос своими руками

Кажется, я оказалась способной ученицей, а может, страх упасть так подействовал, но первая встреча с бугелем прошла на твёрдую четвёрку. Да, я немного замешкалась у входа и задержала очередь, но во время самого подъёма чётко выполняла инструкции Ильи, в нужный момент отпустила крюк и плавно затормозила в нескольких метрах от склона.

«Подруга Бонда»

Это так называемая зелёная трасса: никаких резких обрывов и крутых поворотов, но мне не по себе. Фиксирую вторую ногу на доске и прошу инструктора проверить крепления.

Илья наклоняется к моим ботинкам и кивает: наконец-то я научилась правильно их фиксировать. Мы подъезжаем к краю склона, и начинается то, ради чего я ехала на занятие через пол-Москвы, — красивое, как в кино, скольжение вниз. На самом деле я не знаю, как выгляжу со стороны, но ощущение именно такое: как будто я снимаюсь в фильме про Джеймса Бонда. Справедливости ради нужно сказать, что инструктор не отпустил меня в свободное плавание и страхует сзади, обхватив за талию. Но какое это имеет значение, если первый раз в жизни я съезжаю с «серьёзного» склона?!

Умение падать на склоне мне, к счастью, не пригодилось

Удивительно, но во время спуска Илья ещё успевает что-то объяснять: не забывай смотреть, куда едешь, подсогни ноги, тормози плавнее. В какой-то момент мы развиваем бешеную, как мне кажется, скорость и летим прямо в стоящий у обочины домик. За несколько метров до него инструктор даёт команду тормозить, и я плавно сгибаю колени, перенося вес назад. Всё получилось — домик остаётся справа, а мы уже едем к противоположному краю склона.

Как летящий лист

Ещё несколько разгонов и торможений, и вот мы уже спустились вниз. Илья спрашивает, не замёрзла ли я. На улице –16 ℃, но голода я не чувствую. Наверное, это адреналин. Усталости мышц я тоже не ощущаю — перед выходом на склон мы их хорошо разогрели. Для меня было сюрпризом, что перед катанием нужно разминаться так же, как в тренажёрном зале. Повороты головой, вращение туловищем, наклоны — те же упражнения, только в зимней одежде.

Заходим на второй круг. Теперь я чувствую себя увереннее. Смело подхожу к подъёмнику и на этот раз не встаю на проходе, задерживая движение, а пропускаю перед собой только пару спешащих сноубордистов. Во время подъёма уже не концентрируюсь на том, чтобы всё сделать правильно, а болтаю с инструктором о предстоящих соревнованиях в Крылатском. На спуске тоже чувствую себя спокойнее: ухожу вправо, плавно притормаживаю, киваю домику как старому знакомому и лихо объезжаю его, сдвигаясь левее. «Представь, что ты летящий лист!» — Илья держит меня уже не за талию, а за пояс куртки. В конце длинный прямой отрезок, и теперь я еду по-настоящему быстро. В ушах свистит ветер, и мне снова немного страшно. Но контроль над сноубордом я не теряю и внизу плавно притормаживаю.

Я готова пойти на третий заход, но время занятия закончилось, а из-за холода я не чувствую губ. Даже говорю с трудом. Илья хвалит за тренировку, но я собой недовольна. Кажется, что я отклонялась назад слишком сильно, и если бы он меня не страховал, то просто завалилась бы на спину. И тут выясняется самое интересное: часть пути я проехала сама, а он меня только придерживал. Так вот в чём весь смысл: тело запомнило правильные движения, и я повторяла их на автомате, уже не задумываясь. Интересно, как пройдёт следующая тренировка?

Читайте также:
Вулканизатор для ремонта шин своими руками

Найди свой спорт

Бугельный подъёмник – специальное устройство, предназначенное для подъёма горнолыжников к стартовой точке по горному склону. Конечно, можно самостоятельно подняться в гору, но тогда сил и времени потратится больше, катание доставит меньше удовольствия, а тренировки покажутся крайне изнурительными. Подъёмники различаются по методу и скорости подъёма. Предназначение наземного типа – поднимать в гору людей безотрывно от земли, воздушного – доставить человека на место по воздушному пути.

Подъёмник, краткая характеристика

Бугельный подъёмник представлен по типу троса, состоящего из двух ветвей: поднимающей и спускающей. Они расположены параллельно между собой и устроены на единых опорах. Трос огибает специальные опоры – конечную натяжную станцию с приводом или комбинированную станцию, состоящей из натяжной, приводящей и обводной опор. Иногда устанавливаются промежуточные станции непосредственно с промежуточными опорами –отжимной либо несущей. Движение производится за счёт электропривода. Обычно подъёмник оснащён резервным дизельным двигателем.

Вариативность буксировочных подъёмников обусловлена способом крепления непосредственно к буксировочному тросу. Виды:

  • беби-лифт;
  • бугельный подъёмник.

Беби-лифт

Подъёмник оснащён резинопластиковыми скобами. Движение осуществляется на метровой высоте посредством прямого захвата буксировочного троса. Держась за ручки или петли, человек поднимается на гору. Трос движется с медленной скоростью по канатной дороге незначительной длины. Поэтому все детские и учебные склоны оборудованы именно этим подъёмником.

Бугельный подъёмник

Подъёмники оснащены комплектующими деталями для буксирования. Различаются между собой:

  1. Размещением приводного механизма, способом натяжения троса. Положением конечных станций – нижней приводной (НП), верхней приводной (ВП). Встречается и комбинированный бугельный подъёмник.
  2. Формой конструкции промежуточных опор. Бывают П-образные, Г-образные, Т-образные.
  3. По количеству мест для посадки:
    • Тарелка. Предназначена для перемещения одного человека. Буксировочная штанга закреплена пластиковым диском на конце, что напоминает форму тарелки. Помещая диск между ногами, человек осуществляет движение наверх.
    • Подъёмник якорь или швабра – двухместный бугель. Т-образная форма буксировочной штанги позволяет подняться на гору сразу двум горнолыжникам. Комплектация бугеля: Т-образная опора с буксировочной штангой, инерционный барабан с вытяжной катушкой для смягчения при старте рывка и регулировки длины буксировочного троса в момент перепадов рельефа либо изменения уклона горной трасы, зажим. Конструкции без инерционных барабанов оснащены эластичными вставками, смягчающими старт.

Бугельный подъёмник без комплектующих деталей для крепления

Отечественный вариант не оборудован приспособлением для крепления. Именно от отечественного бугеля все описанные виды являются производными. Трос приходит в движение от расположенного снизу мотора. Мачта со шкивом расположена сверху. Подъём совершается посредством зацепки специального карабина за трос. Эксплуатация этого подъёмника на гору требует опыта и сноровки.

Совет. Понаблюдайте за предыдущими горнолыжниками, как они зацепляются за трос. Обычно первая попытка чревата провалом. Не стоит отчаиваться, со второй или третьей попытки получится обязательно.

Эксплуатация тарелочного типа

  • Закрепляемся на буксире. Палки держим в одной руке. Дождавшись момента взятия буксира, обхватываем свободной рукой шест, просовывая его между ногами. Следим за параллельным расположением лыж и широким расстоянием между ними. Теперь необходимо приготовиться к движению буксира. На тарелку не садиться!
  • Подъём совершаем в свободной стойке, соблюдая параллельное положение лыж. Необходимо полностью поддаться буксированию шеста.
  • Остановка. Добравшись до знака, свидетельствующего о завершении подъёма, освобождаем шест свободной рукой. Осматриваемся, чтобы шест никого не зацепил, и, отпускаем его. Немедленно отходим от бугельного подъёмника.

Эксплуатация Т-образного подъёмника

Двум лыжникам необходимо стать в одну линию. В момент приближения Т-образной перекладины лифтёр должен опустить её вниз и пропустить перевёрнутую ножку Т между ожидающими лыжниками, а затем разместить перекладину ниже их спины. После столь нехитрых манипуляций горнолыжники совершают подъём.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
gmnu-nazarovo.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: